Б

В

Г
Елена Гремина

Д

Ж

З

И

К

Л

М

Н

П

С

У

Ф

Х

Ш




ЕЛЕНА ГРЕМИНА: РАБОТАЕМ С «ИНФОРМАЦИОННЫМИ ДОНОРАМИ»
Культура (20-06-2002)

В рамках фестиваля «Новая драма» проходила экспериментальная программа, руководителем которой выступила Елена ГРЕМИНА. известный российский драматург. Мы попросили ее рассказать об этом подробнее, а заодно и познакомить читателей с еще одним детищем Елены Греминой и Михаила Угарова — проектом «Документальный театр».
 — Экспериментальная программа базировалась на двух проектах: показах Театра.бос и программе читок (Фестиваль молодой драматургии-2002), который на сей раз проходил а партнерстве с «Новой драмой». Мне кажется, что сегодня пришло время объединяться, консолидировать усилия всех, кто пытается что-то сделать в области драматургии и театра. Уютное существование в собственном соку, в кругу фанатов, может стать началом какого-то застоя, привести к самодостаточности. Ситуация никогда не бывает статичной, она улучшается, либо портится. Мы ставим себе все новые цели.
Фестиваль молодой драматургии был организован еще в 1990 году —это был независимый проект драматургов Михаила Рощина, Алексея Казанцева, Виктора Славкина. То есть драматурги старшего поколения создали фестиваль, чтобы показывать и открывать пьесы молодых. В свое время мы с Михаилом Угаровым, Ольгой Михайловой, Алексеем Слаповским и другими также были «семинаристами» в Любимовке, где много лет базировался фестиваль, и наши пьесы впервые были там представлены — так же как в последующие годы пьесы Ольги Мухиной, Ксении Драгунской, Максима Курочкина, Екатерины Нарши, Василия Сигарева. Этот формат фестиваль молодой драматургии сохраняет и нынче и будет, как надеемся, сохранять и дальше.
В этом году в Фестивале молодой драматургии-2002 принимали участие драматурги из Новосибирска, Петербурга, Екатеринбурга, Тольятти, Костромы, Кстова, других российских городов. Естественно, было много московских авторов — и уже известных, и дебютантов. Впервые были широко представлены молодые драматурги из ближнего зарубежья — Белоруссии, Эстонии, Грузии, Узбекистана. Наш долг — работать с русскоязычными авторами, поддержать коллег, дать им хотя бы раз в год возможность творческих контактов.
Программа получилась очень интересной. Были показаны новые пьесы Максима Курочкина, братьев Пресняковых, Ольга Субботина делала фольклорный показ «Красной ниткой», как всегда, были открыты новые интересные авторы. Блестяще прошли выступления театра «Ложа» со спектаклем «Планета неведомых сил добра» и питерского театра «Особняк» с «Я-не она» Клима. Любопытным было выступление «Театра Простодушных», где играют люди с синдромом Дауна. В читках и показах принимали участие звезды! Оксана Мысина очень увлеклась пьесой молодого тбилисца Лаши Бугадзе, Ингеборга Дапкунайте была занята в показе драмы Екатерины Ковалевой «Мой голубой Друг» (кстати, автор сейчас отбывает срок в Орловской женской колонии строгого режима).
Судя по моим личным впечатлениям от многих десятков присланных на конкурс пьес. в лучших пьесах молодой драматургии случился яркий возврат к рассказу жизненной, человеческой истории — обычно от первого лица, через героя или героиню. Что же касается «чернухи» (всегда спрашивают — кто с надеждой, кто с готовым осуждением: ну что в этом году пьесы? много «чернухи»?), то для меня некоторые откровенно коммерческие пьесы со своим цинизмом и хладнокровным расчетом являются куда большей «чернухой», чем, например, искренние и романтичные тексты Василия Сигарева или социальный гротеск братьев Пресняковых. Да, какие-то откровенные, шокирующие ситуации встречаются в пьесах — как, впрочем, и в жизни! Новые пьесы говорят современным языком о серьезных вещах: о выборе героя, о смерти, о человеческом достоинстве. Что касается перспектив, то МХАТ имени Чехова обещал поддержать ряд пьес, которые его заинтересовали. А мы планируем выпустить сборник лучших пьес фестиваля прямо к осени, к новому театральному сезону. Это станет возможным, поскольку Фестиваль молодой драматургии в этом году получил поддержку Комитета по культуре Правительства Москвы. Те проекты, где случилось совпадение хорошей пьесы и грамотного показа. будут продолжены. Кстати, такое случалось не всегда. Проблема: как ставить новую пьесу, — по-прежнему актуальна. Площадка для продолжения работы будет предоставлена Театром.doc.
Проект Театра.dос возник сам по себе, потому что пришло время такого проекта (хотя за этим стоит бескорыстный труд многих людей). Одним из поводов послужил семинар, который проводил в Москве лондонский театр «Ройял Корт» —театр делился своим опытом осуществления социально значимых проектов, адресованных к самым жгучим проблемам. В этом году наш проект был поддержан Фондом Сороса и Правительством Москвы.
Благодаря этому появилась возможность работать в одном из помещений в самом центре Москвы, в Трехпрудном переулке.
Это абсолютно некоммерческий проект. Наш «Документальный театр» — нечто среднее между клубом по интересам, общественным движением и театральной мастерской. Он объединяет порядка 250 человек в разных регионах России. Кстати, региональные спектакли с большим успехом выступали в Лондоне на международной неделе «Ройял Корт». У нас в Teaтpe.doc постоянно идут «Цейтнот», «Сны», «Москва сегодня», «Первый мужчина». Осенью ожидается целый урожай премьер. Первой из них будут «Преступления страсти» Галины Синькиной — о женщинах, совершивших преступления из-за любви. (Материал собирался в колонии строгого режима N6.)
Решения мы принимаем коллективно. С самого начала заявили только направление. Темы же определяют сами авторы. Важна мотивация — обязательное желание высказаться на какую-то тему. Какой-то спектакль играется всего несколько раз и исчезает, что-то идет месяцами. Мы ориентируемся не только на «документальный театр». Это — одно из направлений. Нас в принципе интересует новая пьеса. Не любая, но прежде всего произведения с активной социальной позицией. Разве это нормально, что в Москве практически нет ни одного спектакля о том. что происходит с нами? О войне, о национальной розни. о наркотиках, о бедности и богатстве.
Наша визитная карточка — спектакли, в которых используется технология «вербатим». Это в прямом смысле слова документальные постановки. Творческая группа (драматург. режиссер, актеры) работает вместе с людьми и явлениями, которые дали им определенный импульс. Задают им вопросы, делают интервью. Актеры становятся соавторами спектакля, они приносят не только расшифрованный текст, но и имеют возможность близкого знакомства с реальными персонажами. В лучших постановках всегда заметно. насколько тесен был контакт актера с «информационными донорами». Одним из наших первых спектаклей стал «Цейтнот» по пьесе Екатерины Садур. Драматург и актеры собирали материал в госпиталях, где проходили реабилитацию раненные в Чечне солдаты. «Цейтнот» мы часто играем в целевой аудитории — в солдатских частях, и везде это вызывает живой отклик. Или другой проект. Группа наших драматургов поехала в Орловскую женскую колонию, где существует психотерапевтический театр под руководством молодого психолога Галины Рословой. Во время одной из командировок наши молодые драматурги провели литературно-драматургический семинар с женщинами-заключенными. Это дало свои результаты, женщины стали писать этюды, эссе. И была написана одна пьеса, которая совершенно честно прошла конкурс на участие в фестивале, получив высшие баллы. Это уже упоминавшийся «Мой голубой друг» Екатерины Ковалевой —история любви, трогательная и очень жесткая одновременно. Репетируются спектакли «Бомжи», «Нелегалы». Сегодня у нас есть идея сделать спектакль про исчезающий фольклор, исчезающую жизнь в современной деревне. В проекте примет участие знаменитый фольклорист Сергей Старостин. 
Одним словом, этот маленький скромный проект вызывает серьезный интерес и у публики, и у театральной молодежи. Новые проекты, новые авторы появляются буквально каждую неделю. Мы открыты для тех, кому есть что сказать.
Фото:
 —Сцены из спектаклей: «Солдатские письма» (слева) и «Пьеса N 27» (справа)
Фото Владимира ЛУПОВСКОГО

Ирина Алпатова


Вернуться к автору
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru