Б

В

Г

Д

Ж

З

И

К

Л
Вадим Леванов
М

Н

П

С

У

Ф

Х

Ш




ТЕАТР ДЛЯ СВОИХ ПОПУЛЯРЕН В ТОЛЬЯТТИ И ПОЧТИ НЕИЗВЕСТЕН В САМАРЕ [Репортаж с фестиваля «Майские чтения»-2004]
Самарское обозрение (7-06-2004)

С 28 мая по 4 апреля в Тольятти проходил 15-й фестиваль современной драматургии и литературы «Майские чтения». Фестиваль был организован театральным центром «Голосова, 20», который стал и его основной площадкой. Зрителю предоставилась редкая возможность увидеть пьесы «новых драматургов», перформансы на открытом воздухе, послушать московских и тольяттинских поэтов или поучаствовать в дискуссиях о судьбах современного театра. Гостями фестиваля в этом году стали известный драматург и сценарист Ксения Драгунская, французский театральный режиссер Кристоф Фетрие, московские «Театр.doc» и «Дом Актера», питерский театр «Особняк», драматурги и прочие театральные деятели Москвы и Санкт-Петербурга.

У «Майских чтений» свой зритель. В основном это публика, близкая к театру, или прогрессивная молодежь. Все-таки нетрадиционный театр, к которому примыкают произведения тольяттинских драматургов и близких им по духу москвичей и питерцев, понятен далеко не всем. Слишком непривычным кажется театр, лишенный театральности — игры актеров в привычном смысле слова, декораций, обычных театральных костюмов.

То, что делают участники драматической части «Майских чтений», принято называть новой драмой. Основное отличие новой драмы от традиционного театра — установка на экспериментальность, приближенный к обыденной жизни язык, ультраактуальность большинства пьес и их адекватность современной жизни. Это в основном пьесы «про сегодня», каким его видят драматурги. Поэтому в них присутствуют подростки-наркоманы, бомжи, телеведущие и возможна ненормативная лексика. Все как в жизни.

Ответ на вопрос, почему фестиваль современной драмы проходит именно в Тольятти, для всех посвященных очевиден. О тольяттинском драматургическом феномене говорят и пишут уже несколько лет. Город, в котором, как считается, нет своих культурных традиций, стал одним из центров российской новой драмы. Возможно, потому, что старая не мешала. Пьесы тольяттинских драматургов в этом году участвовали в юбилейной программе «Золотой маски». Патриарх тольяттинских драматургов Вадим Леванов, братья Дурненковы, Юрий Клавдиев — эти имена знакомы московским театральным критикам по спектаклям в «Театре.doc» Михаила Угарова, “Et cetera” Александра Калягина и фестивалю «Любимовка».

Все тольяттинские «новые драматурги» работают на базе театрального центра «Голосова, 20». В их пьесах — и маленький человек во взаимоотношениях с большим промышленным городом, и метафизика, и философия абсурда, и постмодернизм во всей красе. Пока новая драма существует как театр альтернативный и полуподпольный (по частоте спектаклей и уровню залов). Авторы пьес, режиссеры и актеры — зачастую непрофессионалы в том смысле, что специального образования многие из них не имеют, что ни в коем случае не означает низкого качества их работы. По словам Вадима Леванова, режиссурой он просто вынужден заниматься, так как современная драматургия еще не выработала нового языка, который позволил бы ставить пьесы новых драматургов.

«Майские чтения»-2004 показали зрителю всю «кухню» создания современных пьес. В программе фестиваля были читки, презентация еще не написанной Левановым пьесы о войне в Грузии, творческие встречи с драматургами, «круглые столы» и показы фрагментов пьес. В «Майских чтениях» также участвовали тольяттинский театр «Вариант», новокуйбышевские «Грани» и «Время тайн», тольяттинские студии и арт-проекты. Последние в основном развлекали прохожих перформансами в центре Старого города.

Среди самых интересных на фестивале в этом году — пьеса братьев Дурненковых «Культурный слой», «Изобретатель швейной машинки» Вадима Леванова, авторские проекты документального «Театра.doc» «Большая жрачка» по материалам современных ток-шоу и «Война молдаван за картонную коробку». 31 мая «Войну…» можно было увидеть в Самаре в зале театра «Камерная сцена». Это довольно жесткая история о молдаванах, нелегально приехавших в Москву и работающих на рынке. Летом, чтобы экономить деньги, нелегалы живут в картонных коробках. До зимы доживут не все. Две картонные коробки, актеры, половина из которых непрофессионалы, и истории их героев — это, собственно, все, из чего состоит резкий, провоцирующий и запоминающийся спектакль с матом, ментами, торговцами и насилием. Несмотря на минимальные выразительные средства, сделана история очень убедительно. Как и другие проекты «ТЕАТРа. doc», «Война…» основана на реальных фактах, интервью, личном опыте актеров.

Для тольяттинских драматургов и посвященной публики фестиваль, несомненно, стал большим событием. Для случайно забредших зрителей — весьма странным открытием. Для театральных деятелей Самары, скорее всего, соринкой в глазу, которую надо поскорее смахнуть. В Самаре пьесы тольяттинских драматургов ставить пока не решаются.
Вернуться к автору

 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru