ВСЕ ЧАЩЕ — ЛУЧШИМ [Премии Москвы за 2002 год: среди лауреатов — Алексей Казанцев и Михаил Рощин]
Премии Москвы в области литературы и искусства по традиции вручат 30 августа
Театральное дело Григория Заславского www.zaslavsky.ru (19-08-2002)

Среди других официальных наград премии города Москвы в области литературы и искусства по замыслу должны следовать сразу за Государственными. По времени так и выходит: государственными награждают в День независимости, 12 июня, столичные премии вручают накануне Дня города (в этом году — 30 августа). Само же распоряжение мэра Москвы, оказавшееся в наших руках и частично обнародованное в конце минувшей недели, датировано 23 июля.

Доподлинно неизвестно, входит ли в замысел некоторая фронда или оппозиция, но в реальности премии Москвы все чаще как бы исправляют вышестоящие ошибки, указывают на просчеты. Кого по тем или иным причинам обошли государственным премиальным вниманием, к кому «наверху» отнеслись с ледяным равнодушием, Москва согревает и привечает. Святослав Бэлза фигурировал недавно среди соискателей Госпремии. Не получил. Теперь отмечен московской.

Порой и впрямь возможно говорить о восстановлении справедливости, порой — о чуть сниженных критериях.

Столичный статус то и дело заставляет «подниматься над суетой», как пела когда-то Алла Пугачева, и обратить внимание не только на «серии живописных работ, посвященных Москве», но и на произведения и сочинения имеющие, так сказать, всероссийскую, а значит и всемирно- историческую ценность.

Среди первых, т.е. собственно столичных лауреатов, отмечены художники Владимир Брайнин и Иван Полиенко, оба — за серии живописных работ, посвященных Москве. А Анатолий Бичуков получит премию за памятники, установленные в Москве"и объединенные идеей «Моей Москве — моей Отчизне».

За цикл монументальных произведений, созданных в храмах Москвы премии города удостоен Евгений Максимов. В области монументальной живописи отмечен и Алексей Артемьев — за восстановление и реставрацию живописи церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

Авторский коллектив во главе с Марией Черняк награжден за разработку и реализацию дизайна для городской среды столицы, а другой коллектив, предводительствуемый ректором МархИ, — «за комплексное решение проблемы реконструкции главного здания исторического ансамбля Московского архитектурного института».

Единственную премию в области кино отдали Сергею Говорухину за документальную ленту «Сочинение на уходящую тему», а премию в области литературы, тоже одну, поделят на троих — между прозаиками Самидом Агаевым и Михаилом Поповым и поэтом Евгением Бунимовичем. Бунимович, надо признать, сильно намучился со своим сборником «Естественный отбор», вышедшим как раз во время подготовки к выборам в Мосгордуму. Празднование и даже простое дарение книжки пришлось отложить «на потом». Так что премия в данном случае — еще и компенсация за тогдашний моральный ущерб.

В области музыки и музыкального театра лауреатами стали виолончелист и руководитель оркестра “Musica Viva” Александр Рудин и Борис Покровский. Патриарх отечественного музыкального театра награжден не по случаю юбилея: вместе с художником Станиславом Бенедиктовым он получит премию за «Сорочинскую ярмарку» в Камерном музыкальном театре.

Михаил Лавровский, балетмейстер и педагог-репетитор Большого театра отмечен именно как педагог и за работу в Большом, но одновременно и за «большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства». Балет представлен в списке еще и солистами Музыкального театра Татьяной Чернобровкиной и Георги Смилевски.

Театральные знаменитости получат в итоге не очень большие деньги: единственную премию в области театра разделили между народными артистами России Валерием Бариновым и Спартаком Мишулиным и драматургами Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным. Казанцев и Рощин отмечены за создание и руководство Центром драматургии и режиссуры, театром без собственной сцены, играющим в Центре Высоцкого на Таганке. Однако же в последние год-два эти два «центра» выпускают спектакли, на которые попасть запросто уже нельзя, здесь работают самые лучшие из молодых, те, за кого потом борются, «вырывая друг у друга из рук», театральные академии. «Пластилин», «Шоппинг &Факкинг», «Облом off», «Москва — открытый город», — все это продукция Центра драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина.

Еще две театральных «позиции» проходят по ведомству произведений для детей и юношества — старейший актер РАМТа Иван Воронов и знаменитые создатели семейного театра «Тень» Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум.

«Без театра нельзя», — эти слова одного из положительных героев «Чайки» стали как будто девизом для столичной премиальной комиссии: за просветительскую деятельность снова награждены деятели театра. И, надо признать, достойные люди: завлит Академического театра имени Маяковского Виктор Дубровский награжден за безукоризненное составление энциклопедического словаря «Театр Революции — Театр Маяковского. Весь театр за 75 лет», а Алла Михайлова и Анаит Оганесян — за театрально-художественный проект «Художники и режиссеры. Москва. Вторая половина ХХ века».

И — ура! — премию Москвы получают в этом году Валерий Шадрин и Вячеслав Полунин. Те, кто придумал и осуществил год назад все безумные и невероятные, казалось, затеи Всемирной театральной олимпиады. Два с половиной месяца шедевров со всего света!

За театральное безумство, впрочем, следовало бы наградить и самого столичного градоначальника, который ради карнавала на Тверской согласился снять на неделю троллейбусные провода, но награждать самого себя Лужков не решился. В столице не прижилась еще такая практика — награждать самих себя или членов соседней секции, как это не раз случалось в вышестоящей Государственной премии. 

Остается добавить, что лауреаты могут не беспокоиться. В данном случае деньги «в бюджете города Москвы на 2002 год на эти цели» предусмотрены. Контроль за выполнение указа мэр возложил на Людмилу Швецову.

Григорий Заславский


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru