ЛЫСАЯ ДЫРКА [«Большая жрачка» Вартанова и Маликова в ТЕАТР. DOC. Критик возмущен]
Вечерний клуб (27-02-2003)

Самой милой в этот вечер была литовская актриса ИнгеборгаДапкунайте. Вживе и наяву она оказалась столь же очаровательна, как на телеэкране или в киногрезах. И даже еще прелестней — во всех деталях своих белых чулочков, кружевных рукавчиков и вышитой гладью шали. Даже украдкой позевывая в ладошку, она выглядит так нереально, что не приходит в голову завидовать…

Прибалтийская знаменитость сидела рядом с нами — в зале, а на сцене в это время вершилось самое, возможно, актуальное зрелище сезона —Verbatim из жизни телевизионных деятелей искусств под названием «Большая жрачка».

Иностранное слово (не «жрачка», a “Verbatim”) известно нам по фирме компьютерных аксессуаров, но теперь должно прочно войти в лексикон истинных театралов. Verbatim — по-латински «дословно» — это новейший метод создания драматургических произведений, чуть более двух лет назад придуманный в лондонском театре «Ройял Корт» и моментально подхваченный отечественными творцами.

Лозунг: «Есть тексты, которые ты не придумаешь никогда, даже если проживешь три жизни», а потому авторы записывают на диктофон реальные монологи реальных людей —шахтеров, бомжей, сельских учительниц, обитателей исправительных колоний — и монтируют их для воспроизведения на сцене, не меняя ни слова, ни паузы, смакуя грамматические ошибки и ненормативную лексику. Цензура и художественная воля недопустимы.

Театр.doc в Трехпрудном переулке был создан специально для таких вот документальных спектаклей. Премьерой «Большой жрачки» он празднует свою годовщину.

Документальный материал для «Жрачки», по утверждению создателей, был собран «путем промышленного шпионажа». То есть, вынесен из святая святых — с телевидения. Зрителям предлагаются подлинные сцены из подлинной жизни людей, делающих телешоу. А жизнь их, как вы можете догадаться, не шоколад. Достали все — дуболомбосс, его докучные подружки, капризный ведущий, тупые непрофессионалы, из которых нужно за полчаса сделать героев сюжета — страстных любовников или, наоборот, злобных супругов. Доблестные закадровые трудяги, как каторжные, заполняют эфирную сетку, высасывают из ничего боевые истории, находят персонажей, курят-жалуются, курят-курят, пьют-пьют весьма натурально совокупляются по месту работы, после чего деловито подтираются, не переставая жаловаться: «сюжет — лысая дырка, и герой — какашка». И ни малейшего удовлетворения. Творческого. А еще они матерятся. Однообразно, упрямо и неизобретательно, но зато абсолютно непрерывно.

В общем, существование работников телевидения предстает совершенно безрадостным, в наичернейших красках.

Связного сюжета в документальном спектакле не предполагается, как заявил перед началом один из создателей (и участников) проекта: «Ни начала, ни конца, одна сплошная середина».

Когда в эту середину, видимо, по недосмотру, прорываются непозволительные ирония и изобретательность, несомненно, свойственные авторам, то зрелище становится и ярким, и остроумным, и даже захватывающим. Но яростное стремление к заскорузлой достоверности не подразумевает ни художественного осмысления, ни выражения собственного отношения к излагаемому материалу. А потому основное впечатление —скучливое отвращение, впрочем, оно вполне соответствует узнаваемым оригиналам — телешоу вроде «Окон» или «Девичьих слез».

А дивная Ингеборга не просто так пришла на эту премьеру. Она тоже недавно причастилась документальному театру: играла в Европах и на Бродвее скандальный спектакль «Монологи вагины». Вряд ли его привезут к нам. А жаль.

РАЗДЕЛ ВЕДЕТ МАРИЯ ЛЬВОВА. ТЕЛЕФОН: 229-04-59. E-MAIL: MARIA. LVOVA@EVCLUB. RU

Мария Львова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru