КАМЕРАТА — ГИМН ТЕАТРУ [Фестиваль «Камерата». Среди лауреатов — «Кислород» Ивана Вырыпаева и новосибирская «Зеленая зона» по пьесе Михаила Зуева]
Вечерний Челябинск (11-03-2003)

Театральный критик из Перми Татьяна Тихоновец (награждена дипломом фестиваля за особую любовь к театру) сказала: «Я знаю, как сложно проводить фестивали в наших больших мрачных уральских городах, когда все сконцентрировано вокруг огромных „тяжелых“ предприятий. Я считаю, что в идеале градообразующим должно быть не предприятие, а театр. Это единственная возможность сохранить жизнь жизнью, а не делать из нее какое-то страшное существование. И мне кажется, что в Челябинске такой театр есть. Создать фестиваль „Камерата“ и протягивать его как золотую ниточку через столько лет — дорогого стоит». Лучше об этом фестивале вряд ли скажешь. Он всегда добавляет в будничное течение нашей жизни энное количество адреналина. Потом еще долго челябинцы сожалеют, что не удалось увидеть тот или иной спектакль. Я не видела «Каштанку» Екатеринбургского ТЮЗа, этот спектакль получил Гран-при фестиваля. Мнение жюри, что случается редко, было единодушным.

Не все спектакли можно назвать замечательными, были неудачи. Но первые оставили настроение случившегося большого праздника. «Черствые именины» Петербургского «Такого театра» стали гимном театру в его чистом, первозданном назначении. «Фестиваль начался с того, что Алексей Пелымский назвал его неконцептуальным, — сказала заведующая отделом критики журнала „Театральная жизнь“ Юлия Маринова. — Но в результате стало ясно, что он концептуален и его можно было запросто назвать „Кислород“. Что произошло? Фестиваль начался спектаклем Новосибирского театра драмы „Зеленая зона“ (диплом фестиваля „За лучший актерский ансамбль“) — спектаклем о человеке — и закончился „Черствыми именинами“. Его в Москве обозвали „капустником“, но никакой это не „капустник“, это настоящий театр. Поэтому весь фестиваль пронизан концепцией — театр для людей и театр про людей. В столице сейчас намечается тенденция довольно опасная, она всегда была свойственна театру на переломе веков, — любовь к небытию, к теме смерти. Приходит ощущение, что театр перестает заниматься человеком. На этом фестивале, пожалуй, был только один спектакль „История одного убийства“ (Челябинский ТЮЗ), который человеком не занимался».

Исполнителей ролей в «Черствых именинах» признали венцом фестиваля. Артист Александр Баргман получил диплом за лучшую мужскую роль, актриса Ирина Полянская отмечена дипломом прессы. Спектакль «Кислород» — театральный проект Ивана Вырыпаева (Москва) назван новационным, за что и награжден. Критики и пресса о нем заспорили, пришли к выводу, что спектакль хотя и знаковый для нового поколения «детей», но все-таки доступен и даже интересен «отцам», потому что их не отрицает, а пытается переложить духовные ценности старшего поколения на язык сегодняшнего дня.

Премьера «Пиковой дамы» Казанского драматического театра состоялась в Марселе. Это театральная фантазия по повести А. С. Пушкина. Многие видели и любят полуторачасовой фильм «Маленькие трагедии», в который свободно вместились три произведения русского гения. «Пиковая дама» из Казани занимает зрителей два с лишним часа без антракта. Потому что действие перемежается торжественно-красивым полонезом масок под музыку Пьяццоллы. Это наполняет спектакль энергетикой движения, настроением главного героя Германна: не ждать милостей от судьбы, а брать их с точным немецким расчетом. Но расчет разбивается об истинно кремневый характер русской барыни. Работа народной артистки России Светланы Романовой (графиня) отмечена дипломом за лучшую женскую роль. Она блестяще сыграла героиню в два раза старше себя. Параличное дрожание рук, голос, передающий все нюансы старческих причуд и капризов… На мой вопрос, каких трудов это стоит, Светлана Романова ответила: «Это приходит вместе с гримом. Когда режиссер предложил мне сыграть роль графини, я вдруг подумала, что я тоже стану старой и все черты 80-летней старухи будут присущи мне, это неизбежно. И у меня все получилось. Но каждый спектакль я играю по-разному. С первого призыва „Лиза!“, с той ноты, которая в нем прозвучит». Светлана Романова окончила театральный факультет Челябинского института культуры, своего мужа — режиссера «Пиковой дамы» Александра Славутского она тоже встретила здесь. В Челябинске осталось много друзей, которые, конечно же, пришли на спектакль. Светлана Романова призналась, что играла графиню на сцене Челябинской оперы с особым трепетом.

Самый большой урожай наград у спектакля «Прекрасное воскресенье для пикника» (Красноярский драмтеатр им. Пушкина): диплом Владимиру Гурфинкелю — «За лучшую режиссуру», Ирэне Ярутис — «За лучшую сценографию», Леониду Иновлоцкому — «За работу театрального композитора». Николай Коляда удостоен звания «Персона» за неповторимость на ставшем традиционным в «Камерате» драматургическом марафоне. Нина Ахтырская (Пермь) названа лучшей исполнительницей женской роли второго плана. За лучшую мужскую роль второго плана награжден дипломом Юрий Бобков (театр «Манекен»).

На итоговом обсуждении фестиваля было очень много сказано о том, что случилось главное — был огромный интерес друг к другу, интерес к театру, замечательный зритель. И совершенно отсутствовали зависть и злопыхательство, а жюри не выступало в роли лобби. В этой атмосфере удалось каждому увидеть другой театр, понять, что происходит в другом городе, и убедиться, что при всех неудачах театр жив. Он все-таки жив — вопреки всем передрягам современности и уже надоевшим предсказаниям его скорой кончины. «Камерата» поставила гриф «Театр вечен».

Светлана СИМАКОВА. 

Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru