[«СМЕРТЬ ИЛЬИ ИЛЬИЧА» МИХАИЛА УГАРОВА во МХАТе им. Чехова. Предпремьерный репортаж]
Новости в 19.00, ТВС (8-04-2003)

ВЕДУЩИЙ: И о сегодняшней театральной премьере. В Москве во МХАТе поставлена новая версия знаменитого «Обломова». Критики считают, что споры западников и славянофилов в постановке выглядят особенно актуально на фоне антиамериканских настроений в России. О премьере Елена Курляндцева.

КОРР. : На новой сцене во МХАТе поставили «Обломова». Спектакль, не претендующий на громкую критику, авангардные решения, но лишенный всякой академической занудности. Спектакль плавный и душевный, как жизнь Обломова, тихо перетекающая в смерть. Эту инсценировку романа заказал когда-то МХАТ драматургу Угарову еще при Ефремове. С тех пор инсценировка получила театральную премию, ее несколько раз ставили. И вот сейчас, наконец, и МХАТ замахнулся на роман, который с не меньшей, чем «Евгений Онегин» степенью, может претендовать на звание энциклопедии русской жизни. Слишком много значит для нашей истории этот спор делового Штольца с великим ленивцем Обломовым, как бы символизирующий извечный спор западников и славянофилов с их особым путем. Обломовка, как ни крути, а тоже вполне цельная национальная идея.

(Фрагмент спектакля)

КОРР. : Если бы роман читали не в школьные годы, а постарше, то многое можно было бы осознать глубже, чем формулировка про обломовщину, как национальный позор. Это все-таки что-то другое. Теплая как детская подушка после сна. Режиссер спектакля, хоть и приехал к нам из западнического Петербурга, но всей душой стоит за «обломовку».

АЛЕКСАНДР ГАЛИБИН, режиссер спектакля: Очень долгое время понятие «Обломов» и вот эта «Обломовщина», которое было привнесено в наше сознание, было со знаком минус. То есть, что обломовщина — это очень плохо. К этому нужно относиться отрицательно. Это вот такой толстый, никчемный, ленивый человек. И все, что связано с этим понятием, это очень плохо. Мне кажется, что это неверно, потому что Обломов это вообще другое явление в русской культуре, в русской жизни.

КОРР. : Здесь Обломов, безусловно, положителен. Он и цельный, он и чистый, кроткий. А что любит полежать на диване, так это он философствует.

АЛЕКСЕЙ АГАПОВ, актер: Не знаю, я люблю таких людей. Слабых, беспомощных каких-то, в чем-то несчастных, но прекрасных как бы в душе, по сути своей.

КОРР. : Конечно, наша жизнь как маятник, все время меняет ориентиры. Только в стране появилось, наконец, множество бойких и деловых, как театр взгрустнул о прекраснодушных неудачниках, и кажется навек потерянной райской «обломовке».

Елена Курляндцева, Михаил Литвиничев, «Новости», ТВС


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru