ЛИРИКИ. С ЛЮБОВЬЮ К ЧЕХОВУ [«Облом офф» Центра драматургии и режиссуры в петербургской программе «Золотой Маски»]
Вечерний Петербург (10-04-2003)

Седьмой от конца день на «Золотой маске» многие с легким выдохом называли «хороший день». Многие — это те, которые побывали в Театре им. Ленсовета на двух его камерных площадках и посмотрели две московские постановки — «Облом off», современную пьесу по роману Гончарова, и «Странники и гусары» — mix чеховских «Трех сестер» и вампиловского «Старшего сына». Очень разные, если не сказать противоположные, по эстетике спектакли покорили одним: каждый прозвучал как личностное высказывание создателя-режиссера, чрезвычайно для него важное, актуальное, душевно необходимое.

Автор пьесы «Облом off» и постановщик спектакля московский драматург Михаил Угаров написал «нового Обломова» о современном инфантилизме. Однако совершенно без обличительной интонации. С этим инфантилизмом, на взгляд постмодерниста Угарова, все оказалось совсем не так просто. Очень возможно, что эту «болезнь века» стоит поразгадывать, как самую что ни на есть любопытную психологическую загадку. У самого постановщика концы с концами не совсем сошлись (возможно, потому, что в режиссуре — дебютант), но великолепные заразительные работы молодых актеров и режиссура, превратившая старую историю в современную игру, заслуживают отдельного разговора, который — читайте в обзоре фестиваля по его окончании. 

Со «Странниками и гусарами» Юрия Погребничко история получилась и вовсе забавная. Режиссер-шестидесятник, как обычно, решил позабавиться над собой, над своими неизживаемыми романтическими идеалами. Получился спектакль-шутка, очень тонкий, умный и - никуда не деться — трогательный. Вдруг стало абсолютно понятно, как мог пожилой человек так легко попасться на обман двух опоздавших на электричку молодых шалопаев. Ведь никто бы из вас не поверил, если бы юноша, постучавшийся к вам ночью в дом, стал доказывать, что он ваш внебрачный сын, о котором вы ничего не знаете. А вот почтенных лет музыкант в исполнении интеллигентного лирика с ясными глазами Алексея Левитина поверил, потому что всю жизнь зачитывался Чеховым и детям своим привил то же безумие. Сын-десятиклассник Васечка, прежде чем в любви объясниться, читает, как чеховские мужчины восхищаются чеховскими женщинами, — ясно, что любимая величает его исключительно идиотиком. «Понимаете, — стала я объяснять одному польскому театроведу, которого обнаружла по правую руку от себя. — Драма героев спектакля в том, что они по-прежнему живут идеалами Чехова, его представлениями о чести и достоинстве». На что огромных размеров обаятельный поляк ответил: «Так это драма всей вашей страны. Я много езжу по театральным фестивалям — ни в одной стране мира не ставят столько классики, и особенно Чехова. Вот сколько раз вы за свою жизнь смотрели спектакли по Чехову?» Принялись подсчитывать и выяснили, что не менее ста раз.

Жанна Зарецкая


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru