ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ ПРЕМЬЕРА [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова в пермском театре «Новая драма»]
Новый компаньон (Пермь) (8-04-2003)

Театр «Новая драма» — явление парадоксальное: это профессиональный театр, работающий на студийных началах. Да, бывает и такое: группа людей, получивших высшее актерское образование, собирается в свободное от основной работы или учебы время и ставит спектакли. Бесплатно, для удовольствия собственного и небольшой группы друзей и ценителей.

Несмотря на студийность, постановки «Новой драмы» становятся событиями в театральной жизни Перми. Ее «Чайку» и «Страсти по Шекспиру» можно назвать спектаклями культовыми: идут не первый год, а толпы желающих их посмотреть не уменьшаются. Афиш, заметьте, нет, основной источник информации — личные контакты. А на премьерах происходит то, что корреспондент «Компаньона» наблюдал 1 апреля, когда «Новая драма» впервые представляла спектакль «Облом off» по пьесе Михаила Угарова.

После того как двери в маленький (36 мест) зал открылись, в них встал лично директор театра Андрей Кузнецов и возгласил: «Сначала — по пригласительным! Потом — студенты института культуры! Потом — остальные. Если будут места». Основная масса жаждущих осталась ни с чем.

«Облом off» — премьера вполне первоапрельская. История грустная, спектакль смешной. Зал радостно хохочет — почти до момента безвременной кончины Ильи Ильича Обломова. И это не цинизм: для зрительской радости оснований немало — это и «вкусный», сочный текст Угарова, и масса остроумных находок режиссера-постановщика Марины Оленевой.

Постановочными находками спектакль буквально нашпигован с самого начала, когда волею режиссера происходит «ложное узнавание»: пришедший к Обломову доктор, а вместе с ним весь зал принимает за Илью Ильича его слугу Захара. Когда же появляется истинный Обломов, зал недоуменно застывает: в главной роли — стройный русокудрый Евгений Пеккер, «премьер» «Новой драмы». Что ж, все верно, верно по сути: проблемы Обломова — не внешние, а внутренние, а Захар недаром говорит голосом своего хозяина: он - его второе «Я», без которого Обломову невозможно было бы контактировать с другими людьми. По Угарову, в мире растерзанных, ущербных душ Обломов представляет собой редкий случай цельного человека. Это — его проблема, его болезнь, которая постепенно становится несовместимой с жизнью. И общаться цельному человеку с человеками нецельными без переводчиков, вторых и третьих «Я» никак невозможно.

Евгению Пеккеру идет быть забавным. Он, оказывается, прекрасно комикует. А вот страдает он, пожалуй, чересчур красиво — никак не избавится от юношеской рисовки. Из-за этого, а, может быть, по вине драматурга, его Обломов выглядит скорее рефлексирующим молодым «семидесятником», чем «лишним человеком» классической русской литературы. Говорит он парадоксами, мыслит небанально, обожает приколы. Правда, как влюбился — поглупел. Но это и в жизни бывает.

В соответствии с новейшими психологическими традициями Обломов являет собой полный набор психиатрических диагнозов. Одним из главных героев спектакля является доктор Аркадий Михайлович, персонаж, у Гончарова отсутствующий. Но поскольку «Облом off» — медицинская комедия, без доктора там никак нельзя. Угаров радостно «прохаживается» по банальностям психоанализа, однако доктор — фигура не только комическая: он - еще одно alter ego главного героя, переводчик с «обломовского» на «общечеловеческий».

Счастье для Обломова в трактовке Угарова невозможно в принципе. Ведь его избранница Ольга Ильинская принадлежит к остальной, «обычной» части человечества. Ольга в исполнении Ксении Солодниковой — полная противоположность той же героине в исполнении Елены Соловей в фильме Никиты Михалкова: резкая, недоброжелательная, наигранная. Этакий Штольц в юбке. Впрочем, и главный герой — полная противоположность Обломову в трактовке Табакова-Михалкова. И если пьеса Угарова — полемика с романом Гончарова, то спектакль Марины Оленевой — полемика с известным фильмом.

Обломов-Пеккер и Ольга-Солодникова — явные антагонисты, их отношения — это поединок воль, схватка противоположных взглядов на жизнь. Вот почему их любовь — некая драматургическая условность, необходимый элемент сюжета. Он проговаривается, но в этой расстановке сил и приоритетов искренне играть любовь актерам практически невозможно: ни автор пьесы, ни постановщик, ни они сами не оставили для этого драматургического пространства.

Но — спектакль не о том. Он - остроумный парафраз на темы современности, изящно отталкивающийся от романа Гончарова. И зрительский смех со всхлипами в зале — доказательство того, что литературно-театральное сальто проделано блистательно.

Юлия БАТАЛИНА


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru