ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ [«Шоппинг & Fucking» Марка Равенхилла на «Новой драме» в Кирове: «Вятская публика аплодировала стоя. Спектакль Центра драматургии и режиссуры оставил неизгладимое впечатление»]
Новый вариант (Киров) (10-10-2002)

В Кирове завершился фестиваль современной пьесы «Новая драма», который познакомил вятскую публику с другим театром, не тем, в который мы привыкли ходить ради удовольствия, ради приятного времяпрепровождения. Сцена филармонии была отдана постановкам молодых драматургов, делающим абсолютно антибуржуазный театр. Апофеозом фестивальной недели стал спектакль «Шоппинг & Fucking» по пьесе англичанина Марка Равенхилла.

Дебютная пьеса молодого драматурга-радикала Марка Равенхилла (1966 г.р.) с триумфом и скандалом прошла по мировым подмосткам. Трагедия нового потерянного поколения была высвечена со всей жестокостью и цинизмом. История взрослеющего гомосексуалиста и наркомана, потерявшего смысл в жизни, превратившего свое существование в гнусный товарообмен, подается как гневный протест против мира чистогана. Герои пьесы обреченно мечтают, что «чистоту» увидит лишь «грядущее поколение». «А мы ее не увидим… То, что мы должны делать — это делать деньги. Просто по-прежнему делать деньги. Для них».
Библия современного человека звучит иначе первоисточника. «Скажи мне, сын, — говорит папа, — какие первые слова Библии?» …Он смотрит мне в глаза и говорит: «Сын, первые слова Библии — это… Сначала делай деньги». Это несовершенно, я не спорю. Мы еще не достигли совершенства. Но по сути это ближе всего к нему. Цивилизация — это деньги. Деньги — это цивилизация. А цивилизация, как мы пришли к ней? В войне, в борьбе, убивая и погибая. И деньги — это то же самое, вы понимаете? Добыча жестока, трудна, но обладание есть цивилизация. Так мы станем цивилизованными".
Самый знаменитый спектакль «Шоппинг & Fucking» поставил немецкий режиссер Томас Остерманн. Это было зрелище настолько брутальное и откровенное, что даже искушенная публика расходилась в шоке. Жизнь «на дне» представлялась с неполиткорретными подробностями. Со сцены струился мат, герои пьесы раздевались, имитировали гомосексуальный половой акт, принимали наркотики…
Режиссер российской версии спектакля Ольга Субботина пошла несколько другой дорогой. Главный акцент сделала не на шокирующих деталях. Наоборот, попыталась показать историю обманутого поколения, насколько это возможно, в ореоле гуманизма, сострадая молодым людям, которые в силу обстоятельств не реализовались в жизни.
 — Я считаю, что «Шоппинг & Fucking» — это лучшая пьеса поколения, настолько она выразила распятие современного человечества, — говорит Ольга Субботина. — Деньги и секс. Человек разрывается, цепляется за одно и за другое, забывая, что человеческие отношения — это все-таки не fucking, и деньги тоже счастье не приносят.
Вятская публика аплодировала стоя. Спектакль Центра драматургии и режиссуры оставил неизгладимое впечатление. Это как раз тот случай, когда, выходя из зала, тебя «плющит и колбасит». Одним словом, катарсис. 


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru