Персонажи в поисках автора
Коммерсантъ (19-09-2003)

«Твою мать, кто первым начал?» и «Война молдаван за картонную коробку», «Монологи вагины» и «Преступления страсти», «Терроризм» и «Правила выживания леопардов в городских условиях». Это не заголовки криминальных сводок, а неполный перечень спектаклей-участников второго фестиваля современной пьесы «Новая драма».

Впервые этот фестиваль был проведен в 2002 году силами ассоциации «Золотая маска», МХАТа имени А. П. Чехова и Театра.doc, которые вовремя уловили и подстегнули стремление современной сцены к обновлению репертуара. Вместо «Чаек», «Тартюфов» и «Лесов» на афишах московских театров стали все чаще появляться новые, порой весьма интригующие, названия, а молодые драматурги, которым прежде, бывало, лишь к старости удавалось увидеть свое произведение на сцене, начали делать стремительную карьеру. Вчера еще Максим Курочкин, братья Пресняковы, Василий Сигарев и Иван Вырыпаев были, как говорится, широко известны в узких кругах, а сегодня они — модные авторы. Постановок их пьес в театральной среде ждут с таким же нетерпением и интересом, как очередного опуса, скажем, Пелевина, в среде литературной. Эти же имена фигурируют и в нынешней программе «Новой драмы». Например, спектакль по пьесе Максима Курочкина «Трансфер» будет открывать фестиваль.

Но организаторы «Новой драмы» утверждают, что этот смотр откроет миру еще немало новых имен. Вот тольяттинцы братья Дурненковы, по мнению отборщиков, могут заткнуть за пояс екатеринбуржцев Пресняковых. Дурненковы представят на фестивале три своих работы — «В черном-черном городе» (эта пьеса вошла в воронежскую постановку Михаила Бычкова «Две маленьких пьесы», ставшую частью его проекта «Новая арт-реальность»), «Культурный слой» и «Три действия по четырем картинам». Кстати, пьесы Дурненковых и их земляков позволяют говорить о «тольяттинском феномене» — то есть о возникновении в этом промышленном городе самобытной драматургической школы. Ей на фестивале будет посвящен отдельный день.

Зрители смогут не только открыть для себя новых российских авторов, но и познакомиться с современной западной драматургией: «Табакерка» сыграет премьеру спектакля “Gagarin way” по пьесе англичанина Грегори Берка, ставшей сенсацией Эдинбургского фестиваля 2001 года, а Вильнюсский театр русской драмы представит первую русскоязычную постановку скандальной пьесы Ив Энслер «Монологи вагины», наделавшей немало шуму на недавнем Чеховском фестивале.

Типичные образцы жанра new writing — социальные, политические и просто документальные пьесы про тяжелую жизнь иммигрантов, нелегалов, провинциалов и прочих изгоев современного общества, продемонстрируют театральные коллективы из Македонии, Франции, США и даже Африки. Если возникнет желание, подробнее ознакомиться с африканской драматургией можно будет на читках новых пьес авторов из ЮАР, Намибии и Зимбабве на Дне Африки, который как и Дни Балтии, Европы, Урала и Грузии, будет проводиться в рамках специальной программы фестиваля.

Марина Шимадина


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru