ЖЕНСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ [«Новая драма»: обзор «Монологов вагины», анонс предстоящих спектаклей]
Российская газета (22-09-2003)

На сцене МХАТа имени Чехова были представлены самые радикальные спектакли ФЕСТИВАЛЬ «Новая драма» проходит уже во второй раз, и его главный пафос — в отсутствии всякого пафоса, в спокойном анализе реальных взаимоотношений современного театра и современных авторов. Именно поэтому нынешний фестиваль демонстрирует как самые вызывающие и радикальные спектакли, так и спектакли просто кассовые, имеющие успех у большой публики. К последним явно принадлежат «Персидская сирень», поставленная автором пьесы Николаем Колядой в Екатеринбурге, и «Очень простая история» Марии Ладо в исполнении петербургского ТЮЗа им. Брянцева — пьеса, идущая сегодня едва ли не во всех городах РФ и грозящая по количеству постановок обогнать самого Коляду.

Среди радикальных опусов современной драмы — два спектакля по пьесам екатеринбургских авторов братьев Пресняковых — «Терроризм» во МХАТе в постановке Кирилла Серебренникова и «Пленные духи» в постановке Владимира Агеева. Сын Людмилы Петрушевской Федор Павел-Андреевич поставил пьесу собственной матери «Бифем» о двухголовом женском существе — дочери и матери. Вошла в программу фестиваля и работа Галины Синькиной и «Театра.doc» «Преступления страсти», сделанная в технике документального театра на материале интервью в женской колонии строгого режима. Двумя безусловными фаворитами конкурсной программы должны стать «Кислород» Ивана Вырыпаева и «Я. .. она… не я и я» — моноспектакль Александра Лыкова по пьесе Клима.

Эти спектакли относятся к конкурсной программе, оценивать которую будет жюри во главе с актрисой Ингеборгой Дапкунайте. Конкурс открылся премьерой по пьесе Максима Курочкина «Трансфер» в постановке Михаила Угарова на сцене Центра драматургии и режиссуры.

В субботу на фестивале в рамках международной программы состоялся показ культовой американской пьесы Ив Энслер «Монологи вагины» в постановке молодого питерского итальянца Джулиано ди Капуа (Вильнюсский театр русской драмы). Это тоже документальная драма, сделанная на основе интервью с женщинами, рассказывающими о своем первом сексуальном опыте. В ней предстает история бедной, исторгнутой из общества вагины, о которой запрещено говорить, и которая тем не менее является едва ли не самым публичным местом. Джулиано ди Капуа сочинил спектакль с почтением к столь изысканной и неразработанной в мировом театре теме. Четыре актрисы в красном шепчут, читают нараспев, завывают и томно сворачиваются в розовой раковине посреди сцены, точно перезрелые ботичеллиевские Венеры, а Моцарт и Вагнер сопровождают эти страстные патетические откровения, придавая спектаклю забавную парадоксальность. У ди Капуа выходит исполненный юмора коллаж, а завершает его видеоизображение новорожденных младенцев, которые своей розовой и нежной плотью напоминают то самое запретное место, о чем с такой сокрушительной откровенностью и патетикой говорят четыре актрисы.

23 сентября в той же международной программе фестиваля будет представлена французская документальная драма «Северный квартал», уникальная по структуре и состоящая из тринадцати часовых сюжетов, построенных как разговоры актрисы со своими соседями по Северному кварталу Парижа. А на следующий день — еще одна российская премьера зарубежной пьесы — Gagarin Way шотландца Грегори Берка в театре-студии Олега Табакова (режиссер — выпускник Мастерской Петра Фоменко Валлис Тертелис). Ее герои — современные английские рабочие, сохранившие верность анархизму и Советам.

Насыщенный читками, обсуждениями и премьерами фестиваль «Новая драма» продлится до 28 сентября.

Алена Карась


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru