ГРОЗНЫЙ. DOC. Фестиваль «Новая драма» политизируется
Ведомости (17-09-2004)

Третий по счету фестиваль «Новая драма» пройдет с 17 по 26 сентября — в отличие от двух предыдущих не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Еще одно отличие — политизированность фестивальных программ: тексты о насилии вообще и Чечне в частности точно отвечают идеологии «Новой драмы» как театрального проекта, претендующего не только на новый язык, но и на быстрое и адекватное отражение реальности.

«Новая драма» началась три года назад как один из проектов ассоциации «Золотая маска». Ее директор Эдуард Бояков нашел партнера в лице Олега Табакова, который как раз в то время начинал строить новую мхатовскую репертуарную политику и очень живо интересовался всем, что входит в театральную моду. На пресс-конференции, помнится, было даже сказано, что Табаков читает по две современных пьесы в день.

Со времени первого фестиваля прибавилось и количество новых текстов на сцене, и количество авторов, чьи имена запомнила публика, — на слуху теперь фамилии не только Евгения Гришковца и Максима Курочкина, но, скажем, и братьев Пресняковых, Василия Сигарева и Михаила Угарова, одного из руководителей проекта «Документальная сцена» — третьего соучредителя фестиваля.

При всем том год назад, отвечая на вопрос «Ведомостей», состоялась ли новая драма как продюсерский проект, Эдуард Бояков сказал, что «на проектную мощность» она пока не вышла. Вот когда пьесы современных авторов будут идти десятками в академических театрах и будет как минимум две площадки, ориентированные только на новую драму, — другое дело.

Говорить, что все к тому идет, конечно, рано, но по крайней мере пусковой механизм в виде фестиваля налажен. Со стороны государства «Новую драму» сейчас поддерживает Федеральное агентство по культуре и кинематографии, со стороны бизнеса — Сбербанк России, генеральный спонсор фестиваля.

В афише-2004 довольно много знакомых московской публике названий, например «Осада» Евгения Гришковца (МХТ им. А. Чехова), «Свадебное путешествие» Владимира Сорокина (Театральная группа «ПрактикА»), «Облом off» Михаила Угарова (пермский театр «Новая драма»), «Потрясенная Татьяна» Лаши Бугадзе (проект фестиваля «Новая драма»), три спектакля Театра.doc: «Кислород» Ивана Вырыпаева (весной отмеченный «Золотой маской» в категории «Новация»), «Война молдаван за картонную коробку» Александра Родионова и «Большая жрачка» Александра Вартанова и Руслана Маликова. В Петербурге, впрочем, всего этого еще не видели.

Та часть программы, о которой пока что могут судить только отборщики, в этом году, по словам Эдуарда Боякова, сильно политизирована. «Составляя в июле афишу, — говорит он, — мы не предполагали осенних настроений, тем не менее в программу попало несколько текстов о Чечне, просто о войне, преступлениях на почве межнациональных отношений и о самых различных формах насилия». «Можно сказать, что это вообще тема нашего фестиваля», — добавляет Бояков. О Чечне, например, «Дембельский поезд» Данилы Привалова и Александра Архипова (Казанский ТЮЗ) или еще никем не поставленный текст Петра Филимонова «Шапито-юрт» (читки совсем новых пьес — одна из непременных составляющих фестивального конкурса, в котором предусмотрены призы за «новое слово» и за «новое дело», т. е. за текст и постановку).

На буклете первого фестиваля «Новая драма» стоял большой знак вопроса, выражавший главным образом суть отношений современной драматургии и российского театра. Три года спустя Эдуард Бояков формулирует вопросы несколько жестче. Например, «Почему для нашего театра Грозный намного дальше, чем Шекспир?» Или, вспомнив победителей кинофестивалей в Каннах и Венеции, даже так: «Где наши Майклы Муры и Майклы Ли?»


http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2004/09/17/80971

Олег Зинцов


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru