ОБЛОМОВ БЕЗ ОБЛОМА [«Облом офф» в  челябинском Камерном театре. Рецензия]
Импровизация на тему русской классики в Камерном театре
Челябинск за неделю (8-10-2004)

Сказать, что у каждого из нас свой Обломов, — явное преувеличение. 

Илья Ильич в коллективном бессознании мало с чем ассоциируется — с диваном, подушкой да с фильмом Михалкова. Из этого нехитрого набора в финальную весьма ироничную мизансцену нового спектакля Камерного театра «Обломов (Сон)» по пьесе М. Угарова попала, кажется, только подушка. А может, и не было никакой подушки. А только Михаил Яковлев, исполнитель роли Обломова, который весь почти спектакль провел на ногах, возлег вдруг картинно на кушетке: так сказать, нате вам! Дело даже не в том, давно ли вы перечитывали роман И. А. Гончарова «Обломов». Или, к примеру,"Фрегат «Паллада». И не в том, что нынешние школьники не будут этого делать вовсе. А в том, что театр, обращаясь к классической прозе, должен перевести ее сразу на два языка: театральный и современный русский. Время, когда в прессе печатались письма трудящихся типа «не трожьте классику руками», прошло. Недавно на фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге я посмотрела спектакль «Сон в летнюю ночь» в постановке Берлинского театра для детей и молодежи. Там переонажи Шекспира встречают друг друга в аэропорту в «мирной объединенной Европе». И в конфликт они вступают не как характеры и человеческие типы, а как представители разных дошенгенских культур. И, посылая друг другу сообщения по e-mail, становятся своими ребятами для тех, кто смотрит на них из зрительного зала — в Санкт-Петербурге или Берлине. Театр не может играть в пустом зрительном зале. Громоздкие инсценировки, в которых режиссеры, сохраняя все сюжетные линии первоосновы, выпускают нечто вялое и аморфное, канули в Лету. Теперь драматурги импровизируют на материале классической прозы. У Камерного театра в отношении к классике прослеживается четкая позиция. Два года назад театр совместно с «Коляда-театром» провел двенадцатичасовой драматургический марафон «Играем в классики». В прошлом сезоне состоялась премьера спектакля по пьесе М. Булгакова «Кабала святош».

А под занавес сезона театр принял участие в ежегодном международном фестивале «Русская классика — Лобня» со спектаклем «Игроки» по пьесе Н. В. 

Гоголя. Новый спектакль «Обломов (Сон)» продолжает эту линию театра, которую можно условно назвать «современное прочтение классики». Пьесу «Смерть Ильи Ильича» Михаил Угаров написал несколько лет назад. Потом сам поставил под названием «Облом-off» в Центре современной драматургии Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Спектакль получил «Золотую маску». Нынче историю Обломова играют во многих городах, но мне довелось видеть только спектакль Екатеринбургского ТЮЗа в поста- новке Егора Чернышова. А в Челябинске пьеса шла в Новом Художественном театре, но как-то недолго и не очень заметно. Режиссер Владимир Берзин в Камерном театре поставил непростой для восприятия спектакль. В первом его действии на первый план выдвигается фигура Обломова. В исполнении Михаила Яковлева Обломов — это живой человек с его уникальными реакциями на происходящее. Он не бранится с Захаром, он не вступает в идеологический спор со Штольцем, потому как догадывается, что именно он - центр этой маленькой сценической Вселенной. И потому он особенно внимателен именно к себе. Наблюдать за таким персонажем — наслаждение. А вокруг него девки водят хороводы, Штольц занимается своим «делом», доктор постигает непостижимое… При этом девки словно бы сошли с полотен Венецианова, по дороге «заглянув» в древний Египет, а посыльные Штольца в шлемах, напоминающих костюм зайца из новогоднего утренника, разъезжают по сцене на роликах. Но в театре дважды два никогда не равно четырем, и потому такими на первый взгляд разнородными средствами (художник Владимир Ковальчук, педагог по вокалу Наталья Лопухова, консультанты по фольклору Ольга Зрилина и Валентина Евсеева) создается удивительно цельный мир. Это — мир Ильи Ильича Обломова. Во втором действии у зрителя, уже освоившегося с этим миром, режиссер отбирает эту любимую игрушку. Из пьесы М. Угарова он оставляет только первую и последнюю сцены второго акта, очевидно, перестав доверять пьесе, предлагает нам послушать диалог из романа И. А. Гончарова.

Этот диалог Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова делится между всеми актерами, участвующими в спектакле. (Кажется, только Захар в исполнении заслуженного артиста России Виктора Нагдасева не получил реплики. А ведь мог бы!) И вот сбитый с толку зритель слушает роскошный текст, понимая, что сейчас так глубоко и проникновенно не говорят, не пишут и не дума- ют…

Право же, становится стыдно за наше убогое время, и, как защитная реакция организма на всю эту сценическую постройку, вдруг всплывает в сознании ассоциация: телепроект «Дом-2» с его назойливым и невыполнимым слоганом «Построй свою любовь». Возможно, нам таким образом показали, где мы, а где, на какой недосягаемой высоте, был Илья Ильич. Но мне все же думается, что в первом действии режиссер вместе с Михаилом Яковлевым был как нельзя более близок"к Обло-мову как таковому, а во втором выплеснул его вместе с угаровским текстом. Такое вот двойственное отношение к пьесе… Кроме упомянутых, в спектакле работают Игорь Миногин, Владимир Зеленов, Мария Беляева, Елена Евлаш, Алина Тягловская, Елена Мальцева и студенты ЧГАКИ Данил Верходанов и Никита Бревнов. Наблюдать за ними, поставленными режиссером в столь необычные обстоятельства, интересно. И сам спектакль интересен как не опознанный пока в городском театральном хозяйстве объект.

Автор: Елена РАДЧЕНКО


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru