ТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД: «НЕФОРМАТ» ПО-ТЮЗОВСКИ [«ЛДП/ДМБ» Данилы Привалова и Александра Архипова в Казанском ТЮЗе. Рецензия]
Молодежь Татарстана (30-10-2004)

До того, как в афише тюза появился спектакль «ЛДП/ДМБ», казанцам, дабы познать, что же за явление такое новая драма, пришлось бы ехать в Питер, Москву, Екатеринбург. Потому и постановку главным режиссером в конце минувшего сезона двух одноактных пьес «Люди древнейших профессий» Данилы Привалова и «Дембельский поезд» Александра Архипова можно назвать событием без преувеличения эпохальным.

"Казанский спектакль — пример быстрого освоения театром новой пьесы. Главный режиссер одного из лучших тюзов страны Георгий Цхвирава, блестящий мастер игрового театра, взял для спектакля сразу две пьесы двух дебютантов. Данила Привалов, бывший театровед и будущий режиссер, осенью 2003 выиграл конкурс молодых петербургских драматургов и проснулся знаменитым. «Дембельский поезд» — вторую часть спектакля Цхвиравы — написал Александр Архипов, ученик Николая Коляды, победитель конкурса «Евразия-2004».

Уходить после завершения спектакля не хочется. Никаких пафосных поклонов под торжественную музыку. Действие кончилось, но кажется, что оно развивается дальше. Такова волшебная сила трансформации пространства зрительного зала на сцену. Первая часть «ЛДП», названная самим автором «Мини D,L arte- триллером для трех актеров» дала режиссеру огромный простор для фантазии. Из авторских ремарок лишь эпиграф «Никому не посвящается, потому что дурь» и примечание «Количество действий, танцев и ненормативной лексики зависит от количества и глубины подтекстов с тайными смыслами, которые найдет в пьесе режиссер». Георгий Цхвирава ввел в спектакль еще четырех персонажей: Шпрехшталмейстера, читающего закадровый текст, и трех женщин — Секретаршу, Домохозяйку и Уборщицу. Оно и понятно, ведь эти самые люди древнейших профессий бизнесмены (экс-купцы, менялы, торговцы, ростовщики), киллеры (экс-разбойники, убийцы, бандиты) и милиционеры (экс-сборщики подати, опричники, полицейские) всегда были окружены другими, может, не менее «древними». Кстати, основные три актера, а точнее, их головы, вылезающие из-за ширмы, находятся как бы на заднем плане.

Трио главных героев неподражаемо. Павел Густов (1-й), Ирек Галлямов (2-й), Иннокентий Токмин (3-й) настолько непринужденно играют, произнося не лишенные философии абсурда тексты.

Весьма интересен финал. Взрыв гранаты, которая по закону обязательно должна выстрелить в четвертом действии (2-й киллер: «Фигня-война, главное — маневры»), отождествляет неистовый танец женских персонажей. Перед занавесом (которого не было) натуральная съемка работы могильщиков, людей, коих называли одинаково во все времена.

Вторая часть «Дембельский поезд» затронула куда сильнее. Сюда «перекочевали» актеры Павел Густов (Женя Селезнев) и Илья Токмин (Ваня). Вместе с Владимиром Никитиным (Тихон) они заставили мощно сопереживать своим героям. Особенно ярок герой Павла Густова. Близок к балабановскому Даниле Багрову, уже не умеющий спокойно жить на гражданке. Однако в глубине души он другого хочет: «Пойду на рудник работать, там хорошо платят, куплю пылесос, на Ленке женюсь…» Именно он, молодой и безбашенный, четко понимает, что происходит, и близок к решению проблемы: «Сейчас бы гранатомет сюда, да как жахнуть по ним. И по чужим. И по нашим. По всем — разом….». Сильна и фраза, передающая, пожалуй, все то, что чувствуют ребята: «Вот, черт. Даже кровь текет, а боли нету. Будто не меня, будто не со мной».

Финал в трактовке казанского режиссера расходится с Архиповским. Нет ни других ребят-солдат, ни цинковых гробов. На большом экране за Женей, Ваней и Тихоном все же пришел «Дембельский поезд», который увезет их в другую жизнь. Сон это или явь, зритель должен додумать сам. И, хотя в конце пьесы ясно прописано, что последнее действие герои играют на том свете, все же хочется верить, что будет иначе.

Если говорить о спектакле в целом и сравнивать его с репертуаром всех театров, хочется назвать его модным ныне словом «неформат». И если в шоу-бизнесе это слово — ругательный вердикт, здесь оно приобретает сильную позитивную окраску.

Такие спектакли, отражающие все, что происходит здесь и сейчас, хочет видеть зритель.

Маргарита Гладкова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru