БОГА ПОСЛАЛИ НА ТРИ БУКВЫ [«Бытие номер 2» Антонины Великановой и Ивана Вырыпаева на фестивале «Н. Е. Т.»]
Коммерсантъ (10-12-2004)

На сцене Центра имени Мейерхольда в рамках проходящего в Москве фестиваля NET авторы нашумевшей постановки «Кислород» драматург Иван Вырыпаев и режиссер Виктор Рыжаков представили публике свой новый спектакль «Бытие #2», созданный по заказу штутгартского фестиваля Theater der Welt. О том, что спектакль поставлен по пьесе душевнобольной, МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА могла бы и не догадаться.

Как рассказал в интервью Ъ (см. номер от 8 декабря) Иван Вырыпаев, этот странный проект появился так. Бывшая учительница математики Антонина Великанова, лежащая в психиатрической больнице с диагнозом «шизофрения», узнала от своего врача, что есть в Москве такой театр, где ставят пьесы заключенных (имелась в виду пьеса Екатерины Ковалевой «Мой голубой друг», читку которой Иван Вырыпаев делал в Театре.doc), и решила тоже написать что-нибудь для театра, полагая, что ей есть что рассказать об этой жизни.


При этом, в отличие от пьесы заключенной Ковалевой, в тексте Антонины Великановой нет никаких признаков специфического положения автора: ни леденящих душу подробностей о жизни психиатрической больницы, ни истории ее собственной болезни, ни нервических истерик, которые зачастую встречаются и у вполне здоровых драматургов. Напротив, пьеса написана со спокойной, доброй иронией и этаким хитрым прищуром: мол, вы хотите послушать сумасшедшую? Хорошо, я вам подыграю, а иначе кому это будет интересно? В общем, автор оставляет впечатление вполне вменяемого и умного человека, использующего свое положение, для того чтобы привлечь зрительское внимание. Недаром она настояла на том, чтобы перед спектаклем Иван Вырыпаев выходил к зрителям и рассказывал им всю эту историю. 


О чем же, собственно, сама пьеса? У нее нет четкого сюжета, но начинается она с пересказа библейской истории о семействе праведного Лота, спасенном при уничтожении Содома и Гоморры. Ее главные герои — жена Лота, обернувшаяся посмотреть на гибнущий город и превращенная за это в соляной столп, и сам Господь Бог. Жене Лота Антонина Великанова дала свое имя, а Бога назвала именем своего лечащего врача Аркадия Ильича. В пьесе эти двое постоянно спорят — о существовании Бога и всего сущего и о том, есть ли в жизни что-то еще, кроме грубой, подверженной смерти материи. Причем в роли скептика и материалиста в пьесе выступает как раз Бог Аркадий Ильич. Петербургский актер Александр Баргман играет Бога-психиатра сытым, вальяжным и скучным господином, лениво отмахивающимся от возвышенных теорий своей пациентки. Исполняющая роль жены Лота и самой Антонины Великановой актриса Светлана Иванова тоже нашла для своей героини очень верную интонацию — спокойного, уверенного в своей правоте человека. Когда Бог со своими глупыми поучительными историями начинает ее раздражать, она ласковым голосом посылает его на три буквы.


Сам спектакль построен примерно по тому же принципу, что и «Кислород». Никакого психологизма и жирной актерской игры, просто ритмизированное чтение текста. Только если в «Кислороде» евангельские заповеди, переложенные на современный лад, актеры читали в стиле рэп под диджейскую вертушку, то здесь библейские персонажи беседуют под неспешное пение баяна. А чтобы зрители не заскучали от монотонности действия, Иван Вырыпаев время от времени устраивает им встряску с помощью вставных нерифмованных зонгов-частушек собственного сочинения и в основном непристойного содержания, например про праздник проституции. 


В общем, если бы не вступительное слово господина Вырыпаева, зритель мог бы и не заметить, что в этом спектакле что-то не так. Типичная современная постановка в стиле минимализма (на сцене нет ничего, кроме нескольких ведер с бутафорской солью, которой в процессе действия густо засыпают сцену) по типичной современной пьесе — немного юмора, немного мистики, немного изящных парадоксов и остроумных афоризмов. Возникает вопрос: это пациентка психиатрической больницы, ни разу не видевшая спектаклей господина Вырыпаева, так удачно имитирует его театральный стиль или это современный театр перешел ту грань, за которой сумасшествие стало нормой?

Марина Шимадина


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru