«НОВАЯ ДРАМА» ИСКАЛА ПРАВДУ. И нашла ее в технике «вербатим»
Финансовая Россия (13-06-2002)

Фестиваль, затеянный дирекцией «Золотой маски» и МХАТом им. Чехова, доказал, что новая драма у нас все-таки есть. Нескладная, вызывающая, непонятая большими государственными театрами, идущая поперек движения, отстаивающая одну только правду, ничего кроме правды.
Конкурсная афиша представила забавную вселенскую смесь, где удивительным образом соседствовали «Рождество 1942, или Письма о Волге» Санкт-Петербургского ТЮЗа (в основе — письма немецких солдат, написанные в окопах окруженного Сталинграда) и «Анна Каренина — 2» Эстонского русского драматического театра (пьеса Олега Шишкина, радикальнейшее постмодернистское продолжение романа Толстого), «Пластилин» Центра драматургии и режиссуры, в итоге получивший главный приз за лучший спектакль фестиваля (жестокая, отчаянная пьеса Василия Сигарева о подростке, чья жизнь — безнадежная попытка противостоять психическому и физическому насилию), и бойкое сочинение Надежды Птушкиной «Плачу вперед» в исполнении Орловского драматического театра (бесконечные перепалки мужа, жены и любовницы вне логики, вкуса, времени и пространства).
На каждом уважающем себя фестивале есть так называемая оff-программа, дополняющая главную. На «Новой драме» именно программа “off” реально представила новые (по времени) пьесы, обнародовав тотальное наступление документального искусства на театр и публику. Года два назад английский театр «Ройял Корт», известный своей тягой к неприкрашенной правде жизни, провел в Москве семинар для драматургов и режиссеров и увлек народ новейшей техникой создания пьес — вербатим (verbatim). Это загадочное иностранное слово только кажется чем-то заумным, на самом деле все просто: что видишь, то и поешь. Берешь диктофон и идешь в народ. Подростки, шахтеры, проститутки, заключенные и наркоманы расскажут тебе о своей непростой жизни — и пьеса готова. Тут чем неотделанной, тем лучше. Потому что официальный театр уже всех достал. Всеми этими гамлетовскими страстями, которые уже столько лет сотрясают подмостки и известно чем кончаются. Пафосом, неизбывной пылью кулис, традициями, которыми так гордятся, и иллюзиями, уводящими от реальности.
Пьеса Елены Исаевой «Первый мужчина», ясное дело, состояла из женских рассказов о первом мужчине в их женской жизни и о всякого рода комплексах и проблемах, с этим фактом связанных. С неподдельной страстью был представлен проект Александра Вартанова и Сергея Калужанова «Гей», основанный на переписке в интернетовской порнопочте. Большой ажиотаж вызвала читка пьесы Екатерины Ковалевой «Мой голубой друг», и вовсе не потому только, что представляла ее на фестивале кинозвезда Ингеборга Дапкунайте. Тут вся фишка в том, что автор находится в колонии строгого режима. Оказывается, в Орловской женской колонии, откуда родом Катя Ковалева, рецидивистка 36 лет, кроме того что шьют одежду милиционерам, еще и занимаются театром, в психотерапевтических целях. Сюда же забрела группа молодых драматургов со сборником современных пьес «Любимовка» в кармане, Кате дали книжку, она прочла одну пьесу и удивилась несказанно: «И это — пьеса? Я лучше напишу». И написала. Понятное кино, о любви и о тюрьме. О том, как гей и лесбиянка нашли друг друга в этих нечеловеческих условиях. Пьеса — их переписка, способная встряхнуть сонные обывательские души. На обсуждении отмечали, что да, форма еще слабовата, зато — все правда, ничего кроме. Нужна ли эта правда театру —вот вопрос.
Лучшей современной пьесой на фестивале назвали «Облом-оff» Михаила Угарова. Она и вправду хороша. Как и спектакль, поставленный самим автором в Центре драматургии и режиссуры. Но он достоин отдельного разговора именно потому, что в названии значится “off”. Это значит, что он вне контекста, вне направления. И в стороне от правды в стиле verbatim, к которой так стремятся новые драматурги. Он сам по себе, этим и интересен.
***
Справка «ФР»
Гран-при фестиваля получил спектакль «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в постановке Кирилла Серебренникова; премию за лучшую пьесу —«Облом-оff» Михаила Угарова (оба идут в московском Центре драматургии и режиссуры). Награду за лучшую мужскую роль и приз за режиссуру увезли в Питер соответственно актер Александр Лыков и режиссер Алексей Янковский (спектакль «Активная сторона бесконечности» Клима, театр «Особняк»). Лучшей женской ролью признана работа Инги Оболдиной в спектакле «Начиталась Чехова» Алексея Пояркова и Романа Хруща (режиссер Гарольд Стрелков, московский театр «АпАРТе»).
Фото:
 — Энтузиаст-доктор не способен излечить Обломова от страха жизни. Сцена из «Облом-оff» Михаила Угарова. Фото Михаила ГУТЕРМАНА

Марина Зайонц


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru