2002



СПЕЛИСЬ [Еще о фестивале "Новая драма". Итоги фестиваля и показ «Московского хора»]
Вечерная Москва (5-06-2002)

Вчера завершился фестиваль «Новая драма» — своего рода дочернее предприятие национального фестиваля «Золотая маска», МХАТа и центра «Документальный театр»
Жюри во главе с ректором Школы-студии МХАТ Анатолием Смелянским пересмотрело уйму спектаклей, чтобы решить, кто лучше отражает современность — советский, скажем, классик Михаил Рощин или ученик Николая Коляды Василий Сигарев, автор косноязычного, чуть ли не одними междометьями написанного, пронзительного «Пластилина»; новомодный сам себе театр Евгений Гришковец или коммерчески успешная Надежда Птушкина.
Но одним из главных событий фестиваля стал внеконкурсный показ «Московского хора» Людмилы Петрушевской, последней премьеры питерского Малого драматического театра, самого известного в Европе российского театра. Ученик Льва Додана Игорь Коняев репетировал «Московский хор» под руководством своего учителя три года, явив редчайшее для сегодняшнего дня обстоятельность и вкус к подробностям.
«Жизнь — это театр, только этот театр совершенно не годился для переноса на сцену… зритель бы плевался, во-первых, зачем мне это, я такой театр и дома каждый день вижу», — написала как-то Петрушевская в своем рассказе-реквиеме «Жизнь — это театр». Между тем свой театр, свой «хор», свою семейную сагу она складывает именно из каждодневных сора и ран, которые наносит людям не годная для переноса на сцену жизнь. Из вселенской тесноты, перегорелой каши, искалеченной репрессиями психики, внебрачных детей, газовой гари, стираных пеленок, жажды праведной мести, которая оборачивается банальным стукачеством, застарелых обид, всепрощения и незатейливой мудрости — «живите все, всем места хватит». Мудрость эта вложена в уста старой Лики, бабушки, свекрови, сестры, матери, а по сути, главному «дирижеру» многонаселенного «Московского хора». Играет ее известная питерская актриса Татьяна Щуко (Театр им. Ленсовета) — маленькая, юркая в сыновней шинели поверх ночной сорочки, хитрющая, по-бабьи мудрая, по-стариковски ворчливая, по-женски лукавая, легко смешивающая расчет и доброту.
Здесь реальность доведена до натурализма и отточена до символа. Пощечины, крики, смена нижнего белья, ревнивая женская вражда, семейная любовь-ненависть, любовь-крест, любовь-терпение — все здесь «в натуральную величину».
Давний соавтор Додина Алексей Порай-Кошиц придумал для этой семейной саги замечательную декорацию-формулу: многоэтажную конструкцию из столов, стульев, шкафов, пианино, умывальников, кухонных плит и детских колясок. Причем этот убогий послевоенный скарб то и дело служит хорами. Занятия в хоре, который претендует на участие в Московском фестивале молодежи и студентоз (предел мечтаний, сродни тяге чеховских трех сестер «В Москву, в Москву»), становятся фоном семейной драмы. А «Стабат матер» Перголези или симинорная Месса Баха — эхом людских слез, музыкальным (небесным) отражением земной жизни, преобразовавшим в гармонию все вывихи века. Кстати, за три года актеры МДТ спелись как профессиональный хор.
***
ЛАУРЕАТЫ «НОВОЙ ДРАМЫ». К двум часам ночи жюри определилось с лауреатами. Лучшим спектаклем по современной пьесе был признан «Пластилин» в постановке Кирилла Серебренникова. Лучшей пьесой — «Облом-оff» Михаила Угарова, которую драматургу заказал еще Олег Ефремов. Премии за лучшую режиссуру (Алексей Янковский) и мужскую роль (Александр Лыков) уедут в питерский театр «Особняк», где идет спектакль «Активная сторона бесконечности» по Карлосу Кастанеде. Александр Лыков, известный стране как «мент» Казанова, поразил всех своей виртуозной — на грани циркового трюка — манерой произносить страстные двадцатиминутные монологи, с бешеной энергией и чуть ли не на едином дыхании. А лучшей актрисой признана Инга Оболдина за роль в спектакле «Начитались Чехова».
Фото:
 — Сунешь вовремя бутылочку — и молодой отец вернется в семью (Виталий Пичин и Татьяна Щуко)

Ольга Фукс


Вернуться к спектаклю
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru