2002



ОСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ И УВИДЕТЬ НАСТОЯЩЕЕ
В Москве начинается фестиваль новой драмы
Новая газета (16-05-2002)

Так серьезно фестиваль современной драматургии в России еще не проводился. Бывшую «Любимовку», бедный и веселый ежегодный драматургический семинар, организованный больше десяти лет назад группой драматургов (Елена Гремина, Виктор Славкин, Михаил Рощин, Алексей Казанцев), взяли под крыло МХАТ имени Чехова — на правах учредителя и ассоциация «Золотая маска» — на правах отборщика спектаклей и пьес. Видимо, в память о том, что Чехов принес во МХАТ новую драму, буквы «А» в логотипе фестиваля украшены мхатовской чайкой.
С 23 мая по 4 июня в чеховском МХАТе, Культурном центре-музее Высоцкого (Нижнетаганский тупик, 3) и филиале театра им. Пушкина пройдут спектакли Ивана Латышева, Владимира Епифанцева, Юрия Еремина, Кирилла Серебренникова, Михаила Угарова по пьесам Евгения Гришковца, Олега Шишкина, Михаила Рощина, Надежды Птушкиной, Василия Сигарева, Людмилы Петрушевской. Спектакли приедут смотреть зарубежные продюсеры и представители международных фестивалей, заинтересованные в новом конкурентоспособном продукте на современном театральном рынке.
«Видите, у меня коричневые слюни. Это кайф. У меня есть платье, сумка, я была в зоопарке, я умею стрелять. Остановить время и увидеть настоящее — это кайф».
Иркутского драматурга Ивана Вырыпаева, поставившего спектакль «Сны» про вылечившихся или умерших от наркомании знакомых, открыла Оля Мухина, чьи спектакли «Ю» и «Таня-Таня» в Москве знают очень хорошо. «Сны» уже поставил в лондонском театре «Ройал корт» Деклан Донеллан. И мухинское «Ю», и вырыпаевские «Сны» покажут в рамках фестиваля новой драмы вместе с другими спектаклями, создателей которых принято называть современными драматургами и режиссерами новой драмы.
Остановить время и увидеть настоящее — идея фикс новой драмы. Уловить изменения сознания через изменения языка, переосмыслить социальность в театре, создать новых кумиров — задача современных драматургов, которые в эпоху отсутствия стиля и внятной эстетики должны сделать так, чтобы их пьеса была поставлена. От количества постановок, а не публикаций зависит основной доход драматурга, этой редкой разновидности литератора.
«Остроумно, но мрачно, забавно, но будоражит мысль» — так характеризует современную драму Британский совет, с поддержки лондонского театра «Ройал корт» насадивший в России несколько лет назад регулярные читки пьес. Английскую драму — Сару Кейн и Марка Равенхилла — последние несколько сезонов у нас ставили едва ли не столько же, сколько «Чайку» и «Ромео и Джульетту». ОдноврЕмЕнно выяснилось, что молодые русские тоже умеют сочинять и ставить про сегодня. «Пластилин» Василия Сигарева, поставленный режиссером Кириллом Серебренниковым, говорят, делает аншлаги в Лондоне, переевшем своей «черной драмы», и за нашим вариантом наслаждения-ужаса дрянью признали победу.
Сиквелы русской классики в этом году предложили двое: Олег Шишкин сочинил продолжение «Анны Карениной» с выжившей после рельсов героиней в инвалидной коляске, Михаил Угаров нежно и страшно поставил самую известную пьесу Гончарова и назвал ее «Облом Off».
ТЮЗ имени Брянцева (Санкт-Петербург) и челябинская мастерская новой пьесы «Бабы» привезли спектакли по письмам военных. Ученик Григория Козлова Иван Латышев нашел письма немецких солдат, довоевывавших последние дни под Сталинградом, а девчонки из Челябинска инсценировали письма своих друзей и одноклассников, присланные из нынешней Российской армии, письма подруг и матерей. Наталья Соколова, Янина Кривоспицкая, Наталья Соколова и Алла Точилкина проживают каждое слово из этих писем, их патриотизм далек от вымученности, а боль и нежность впитались в их гимнастерки, под которыми — лирические белые блузки. Еще привезут: спектакль печального экспериментатора Клима «Активная сторона бесконечности» по Кастанеде (театр «Особняк», Санкт-Петербург), свежий срез жизни горячего региона «Супермаркет» Биляны Србльянович (Югославский театр драмы), новый проект модного в Европе театра Оскараса Коршуноваса «Малыш» Мариуса Ивашкявичуса (Литва), «Поезда здесь больше не…» эстонского театра «Угала».
…Черт побери, я была в зоопарке, я научусь стрелять. Я увижу настоящее.

Екатерина Васенина


Вернуться к спектаклю
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru