Секреты Елены Исаевой
«Театральные Новые известия» (05-2005)
Драматург Елена Исаева – лауреат престижных литературных премий: молодежный «Триумф», «Венец». Она получала награды Всероссийского конкурса драматургов в честь 850-летия Москвы и конкурса «Действующие лица», а также Берлинского радиофестиваля. Ее пьесы идут в театрах Москвы и многих других городов, а широкий зритель знает Елену как автора сценариев телевизионных сериалов «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».
Труд драматурга всегда требовал особенной сосредоточенности и тишины. Но, к сожалению, современный автор, работающий дома на компьютере, вынужден мириться с тем, что его постоянно отвлекают. Ребенку необходимо узнать, чем кормить попугая, мама спрашивает, что купить в магазине, вернувшийся с работы муж требует общения. А муза существо капризное и суеты не терпит. Елена Исаева рассказывает, что одну из своих пьес «Счастливый Моцарт» она писала в библиотеке. Рядом с ее домом был читальный зал, где нашлись не только интересные материалы, которые она использовала в работе, но и самое редкое столичное явление тишина. Сюда можно было приходить с самого утра и сидеть до закрытия, рождая в этой тишине новые сюжеты. Именно так и поступала Лена, пока однажды не была обнаружена. «Я сидела за столиком у окна, вдруг поднимаю глаза и вижу: на улице стоит мой четырехлетний сын с моей мамой и радостно машет мне рукой. Ведь он меня нашел! Пришлось собрать свои тетрадки и идти к ним». Елена Исаева разрывалась между творчеством и бытом.
«Конечно, я могу писать в любом месте. Просто это отнимает гораздо больше сил. После окончания журфака МГУ я работала в многотиражке, и там мы сидели огромной толпой в одной комнатке. Один берет интервью, двое спорят, третий дозванивается куда-то, а ты сидишь, отстраняешься от всего и пишешь свой материал».
Работы становилось все больше, а пространства для творчества все меньше. Реплики героев причудливым образом соединялись с обрывками фраз из телевизора и разговором соседки с мамой. А еще были бесконечные телефонные звонки, перфоратор за стеной и тоскливые завывания соседской собаки…
И вдруг… Вдруг совершенно чудесным, почти сказочным образом у Елены Исаевой наконец-то появилось место для уединения.
В своей автобиографической пьесе «Про мою маму и про меня» Лена вложила в уста мамы такие слова: «Ты - самая красивая, талантливая, умная, добрая, самая
чудесная девочка на свете! Чем скорее ты в это поверишь, тем лучше для тебя!» И мама действительно была и остается для Лены человеком, который ее всегда поддерживает и помогает. И помогает не только словом. Именно благодаря маме у Елены Исаевой наконец-то появилась крошечная однокомнатная квартирка, в которой она пишет свои пьесы. История ее появления похожа на сказку, но подробностей Лена раскрывать не захотела. Ибо что это за сказка с подробностями? В свою «творческую келью» Лена ходит ежедневно как на работу. Стол, диван, шкаф с книгами. Тепло и уютно. На стенах семейные фотографии и картины, которые нарисовали и подарили друзья. Правда, прямо под окнами развернулась очередная стройка. Грохот техники заглушает тихий голос Лены: «В этой квартире я работаю уже пять лет. Рядом замечательные люди живут. С одной соседкой мы даже книжками обмениваемся. А стройка меня не отвлекает. Здесь уже такая аура сложилась, я когда сюда захожу, мне сразу хочется писать. Это срабатывает как рефлекс». Над своими телевизионными проектами Лена тоже работает здесь. «Вообще-то мне предлагали с группой сценаристов сидеть в специально оборудованном для этих целей офисе, но я противник коллективного творчества. Мне кажется, что вместе можно что-то обсудить на уровне сюжетных ходов, персонажей, но писать лучше всего в убежище».
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она!» писал поэт. Однако не стоит думать, что Исаева изнеженный кабинетный драматург. Однажды во время работы над одним из сериалов ее срочно вызвали из ее «творческой кельи» на съемочную площадку. «Я приезжаю на студию, а режиссер, актеры, оператор и все остальные стоят и смотрят на меня. Оказывается, сегодня внезапно заболела актриса, исполняющая главную роль. Отменить съемки нельзя! Мне ничего не оставалось, как сделать безмятежную улыбку и буквально на коленке в течение получаса переделать все сцены. По-моему, зрители ничего не заметили», смеется Лена.
«Нет, конечно, можно мечтать о большом загородном доме или лучше даче на берегу далекого теплого моря, но, честно говоря, я счастлива и здесь. В этой маленькой комнатке я свободна!»
«Как знак Господнего участья
В судьбе моей опять просвет…
Когда бы не было несчастий,
Я б счастья не просила, нет»,
написал другой поэт. Молодой московский поэт и драматург Елена Исаева.
Анна Иванова