|
|
Подпольщик под линолеумом
«Новая газета» (24-05-2004)
Спектакль «Половое покрытие» по пьесе молодых екатеринбургских драматургов братьев Пресняковых, при наличии вопросов к названию, чистый фейерверк. Можно назвать его «№ 13» Центра драматургии Алексея Казанцева и Михаила Рощина. В «Половом покрытии», как и в популярнейшем мхатовском спектакле «№ 13», речь идет о похождениях трупа. Тема «приключения мертвеца» в современном искусстве не нова, оттого так важна ее аранжировка. Ольга Субботина, входящая в локомотивную тройку молодой московской режиссуры наряду с Кириллом Серебренниковым и Ниной Чусовой, над аранжировкой поколдовала, и спектакль вышел отменным. Есть термин «хорошо сделанная пьеса» с «Полового покрытия» можно вводить новый термин: «отлично сделанная комедия». Двое молодых людей (звезда современного театра Артем Смола и герой большинства российских кинопремьер 2004 года Сергей Мухин) сняли квартиру и затеяли в ней ремонт. Под линолеумом обнаружился покойник конечно, именно в тот момент, когда в квартиру одновременно ввалились хозяин с требованием квартплаты, а также веселая свадьба с верхнего этажа, которая спьяну уволакивает с собой труп на глазах у изумленного убийцы хозяина квартиры. Владимир Скворцов играет его как странного человека, фрика: оранжевые узкие брюки, галлюцинации среди дня. Разделенное на троих чувство вины (несанкционированный ремонт квартиры по постмодернистским канонам приравнивается к отцеубийству) отправляет эту троицу на спасение мертвого вещдока. С трупом будут таскаться по всему городу, подкладывать его под взлетающий самолет, разгадывать загадки мальчика-сфинкса, отвлекать внимание зрителей эпизодом с участием Тарзана (Сергей Глушко работает все спектакли без второго состава) до тех пор, пока труп в исполнении острохарактерного Юрия Шерстнева не оживет и не отшлепает ремнем по попе своего обидчика. С этого момента начинается чистая «Волшебная гора» Томаса Манна, где герой говорит: «Переживание смерти очень жизненное ощущение», потому что после встречи с трупом троице начинает казаться, что они умерли тоже. «За что нам все это?» жалобно спрашивает энергичный блондин Андрей, герой Сергея Мухина. «Ни за что, ядовито и печально откликается флегматичный брюнет Николай, герой Смолы. Так еще страшнее и поучительнее». Во время спектакля на сцене появляются 20 человек, иногда все одновременно. Положа руку на сердце могу сказать, что давно не видела такой слаженной, открытой, яркой игры, давно не чувствовала в театре такой сильно бьющей со сцены в зал энергии. Успех спектакля, безусловно, в безудержной молодости актеров, их ансамблевости, выработавшейся в других спектаклях на базе Центра, и общей философии этого театра живого, остро реагирующего на реалии и быстро включающего их в ткань спектаклей и большой доли самоиронии, без которой сегодня театру трудно конкурировать с более молодыми видами искусства.
Екатерина Васенина
Вернуться к автору
|
|