Б

В

Г

Д

Ж

З

И

К

Л

М

Н

П
Борис Павлович
Евгения Палехова
Ольга Погодина
Владимир Пресняков
Олег Пресняков
Данила Привалов

С

У

Ф

Х

Ш




Подпольщик под линолеумом
«Новая газета» (24-05-2004)

Спектакль «Половое покрытие» по пьесе молодых екатеринбургских драматургов братьев Пресняковых, при наличии вопросов к названию, — чистый фейерверк. Можно назвать его «№ 13» Центра драматургии Алексея Казанцева и Михаила Рощина. В «Половом покрытии», как и в популярнейшем мхатовском спектакле «№ 13», речь идет о похождениях трупа.

Тема «приключения мертвеца» в современном искусстве не нова, оттого так важна ее аранжировка. Ольга Субботина, входящая в локомотивную тройку молодой московской режиссуры наряду с Кириллом Серебренниковым и Ниной Чусовой, над аранжировкой поколдовала, и спектакль вышел отменным. Есть термин «хорошо сделанная пьеса» — с «Полового покрытия» можно вводить новый термин: «отлично сделанная комедия».
Двое молодых людей (звезда современного театра Артем Смола и герой большинства российских кинопремьер 2004 года Сергей Мухин) сняли квартиру и затеяли в ней ремонт. Под линолеумом обнаружился покойник — конечно, именно в тот момент, когда в квартиру одновременно ввалились хозяин с требованием квартплаты, а также веселая свадьба с верхнего этажа, которая спьяну уволакивает с собой труп на глазах у изумленного убийцы — хозяина квартиры. Владимир Скворцов играет его как странного человека, фрика: оранжевые узкие брюки, галлюцинации среди дня.
Разделенное на троих чувство вины (несанкционированный ремонт квартиры по постмодернистским канонам приравнивается к отцеубийству) отправляет эту троицу на спасение мертвого вещдока.
С трупом будут таскаться по всему городу, подкладывать его под взлетающий самолет, разгадывать загадки мальчика-сфинкса, отвлекать внимание зрителей эпизодом с участием Тарзана (Сергей Глушко работает все спектакли без второго состава) — до тех пор, пока труп в исполнении острохарактерного Юрия Шерстнева не оживет и не отшлепает ремнем по попе своего обидчика.
С этого момента начинается чистая «Волшебная гора» Томаса Манна, где герой говорит: «Переживание смерти — очень жизненное ощущение», — потому что после встречи с трупом троице начинает казаться, что они умерли тоже. «За что нам все это?» — жалобно спрашивает энергичный блондин Андрей, герой Сергея Мухина. «Ни за что, — ядовито и печально откликается флегматичный брюнет Николай, герой Смолы. — Так еще страшнее и поучительнее».
Во время спектакля на сцене появляются 20 человек, иногда все одновременно. Положа руку на сердце могу сказать, что давно не видела такой слаженной, открытой, яркой игры, давно не чувствовала в театре такой сильно бьющей со сцены в зал энергии. Успех спектакля, безусловно, — в безудержной молодости актеров, их ансамблевости, выработавшейся в других спектаклях на базе Центра, и общей философии этого театра — живого, остро реагирующего на реалии и быстро включающего их в ткань спектаклей и большой доли самоиронии, без которой сегодня театру трудно конкурировать с более молодыми видами искусства.

Екатерина Васенина


Вернуться к автору
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru