Тоска Цурикова
Спектаклем «Трансфер» в Центре драматургии и режиссуры открыли и закрыли фестиваль «Новая драма»
«Российская газета» (1-10-2003)
МИХАИЛ Угаров обошелся с пьесой Максима Курочкина «Цуриков», которую переименовали в «Трансфер», самым что ни на есть примитивным образом. Он произвел на свет нечто вроде читки три элегантных стула, несколько столь же элегантных деталей, полное ограничение в сценических эффектах, тишина и принципиальная неназойливость театра. Так поставить пьесу мог только драматург, знающий законы и смыслы драматических ходов, но не умеющий сочинить для них мускулистую, исполненную объемов и парадоксов театральную плоть. Он поставил ее прозрачно, открыв ее обжигающую современность. Пьеса Курочкина история про некоего Цурикова, нового русского героя-бизнесмена, давно не спящего с женой, не соблазняющего секретаршу Машу, уставшего от налоговой инспекции, но прежде всего от себя самого, живущего по заведенным правилам и испытывающего странную тоску. Тоска Цурикова написана тем неотчетливым, легкомысленным и абсолютно прозрачным письмом, которое так отличает драматургию Курочкина: этой тоски как бы и нет, но вся она разлита в атмосфере напряженных и абсурдистских диалогов с женой, приятелем, секретаршей и любовником жены. Традиция, в которую Курочкин вписывает свой текст, и есть драма абсурда в ее беккетовском изложении. Ничего не понятно, но напряжение растет, тоска разливается и хочется выть.
Курочкин рассказывает жизнь Цурикова просто и страшно. И не поймешь, что в ней реально, а что ирреально. Сначала к нему домой является его погибший сослуживец Пампуха, веселый молодой человек, которого никто в армии не бил, а он однажды взял и выстрелил себе в рот. Цуриков отдает ему свою жену, а сам удаляется в ад, откуда ему прислал приглашение его отец. Он несуетливо собирается, берет с собой секретаршу Машу и любовника жены Диму, деловито фотографируется на загранпаспорт и отправляется в путь.
Ад ждет его за порогом, а точнее прямо здесь, на той же сценической площадке. Пока секретарша и любовник смиренно посиживают на авансцене, точно стражники в «Гамлете», в ожидании своего предводителя, сам Цуриков ведет странные беседы с отцом (Алексей Петров). Отец у него вовсе не зловещая тень, а занятый своими проблемами мужчина. Единственное, что отличает его от живого, это экзотический способ препровождения времени: в преисподней он живет с маленькой девочкой лет четырех-пяти. В этом невероятном кульбите отчетливо проявляется исполненный изобретательности и парадоксальности курочкинский стиль. Извращение или сильнейшее проявление человечности чего больше в этом адском развлечении отца? Насквозь проницаемая для обыденности ноосфера огромная информационная воронка, втягивающая прошлое, настоящее и будущее, заменила место таинственного античного рока.
Цуриков без излишнего трагизма переживает свою внезапную тоску, стоически принимает приход мертвого Пампухи, бессмысленно прозябает в аду, даже не обратив внимания на проходящего мимо жалкого Бога-заику (Владимир Нелинов), которому стыдно возвращаться на небеса. Его собственная жена, раздражающая его своими глупыми вопросами, все давно понимает и любит его, как может (нервная и изящная работа Елены Дробышевой). Да и все остальные принимают фантастические обстоятельства пьесы спокойно и сдержанно.
Михаилу Угарову ничего не стоило бы сочинить из этого инфернального туристического трансфера цепочку презабавных аттракционов с чертями, господом богом и недотепой-фотографом, передающим Цурикову записочку в ад: «Дорогая тетя, как вы там, у меня все плохо, забери меня отсюда». И хотя черти поют у него песенку, и хотя фотограф (Алексей Крижевский) эффектно возжигает свой адский слепящий огонь, и хотя тетушка (Ольга Лапшина) произносит трогательные и смешные монологи о своем обожаемом, не по годам развитом племяннике, весь строй спектакля сдержан и прост. В нем легко открывается жизнь современного человека, механическая, бессмысленная, трепетная, исполненная тоски и проницаемая для всего, что раньше становилось предметом экзотической метаморфозы: ад совсем рядом, он - в ежедневном течении жизни, его не нужно живописать подробно и обстоятельно.
Актер Анатолий Белый Цуриков совершает инфернальный трансфер в той неподражаемо-элегантной манере, которая стала его отличительным актерским клеймом. Он спокоен и сдержан, только внезапно его глаза просвечиваются небесной влагой, едва заметной слезной дымкой познания. Он возвращается из ада в квартиру, постепенно изгоняет из нее веселого самоубийцу Сашу Пампуху ( Олег Долин), любовника Диму (Артем Смола), секретаршу Машу (Юлия Чебакова) и остается наедине с женой. И нет в этой сценической конструкции никакого пафоса, никакой морали. Просто они начинают жизнь в непрерывном трансфере, с бесконечно открытой визой в ад, с ежедневными сигналами из запредельного, лишенного всякой инфернальности, ставшего родным, сопредельным.
Элегантность тот стиль, которым отмечен этот совсем не эффектный спектакль. Возможно, изобретательная, но аскетичная тайнопись Курочкина требует чуть более мускулистого, эффектного театра. Чтобы иногда с ужасом узнать историю Пампухи, чтобы заплакать над записочкой несчастного недотепы-фотографа, чтобы явление девочки адской возлюбленной отца обжигало так же, как когда-то знаменитый мунковский «Крик». Для этого Михаилу Угарову понадобилось бы родиться режиссером. Но достаточно и того, что у него хватило пристального интереса к пьесе Максима Курочкина, умного и образованного литератора, сильно чувствующего жизнь.
Алена Карась