Бологое Блюз

пьеса для самодеятельного театра

Борис Павлович

Текст пьесы


Помещение вокзала в городе Бологое. Поздний вечер. Последняя электричка на Тверь ушла двадцать минут назад. Она – студентка в удобной дорожной одежде. Меня Вы, наверное, знаете.

I.

ОНА Я сейчас подойду, подождешь здесь?
Я Подожду.
Она уходит. Я держу Ее и свой рюкзаки и смотрю на расписание.
Я (Вам). В Москве нас ждет наша подруга Оля до Москвы осталось 320 километров, но мы там окажемся только завтра. Тем не менее, мы будем пытаться уехать на каждом проходящем поезде.
Она возвращается
ОНА Я не поняла, где это.
Я Надо выйти на перрон. Там будет отдельное здание.
ОНА Откуда ты знаешь?
Я Я был здесь раньше.
Она уходит.
Я (Вам). Однажды, несколько лет назад, мы с друзьями решили поехать на Юг. Мы взяли у других друзей, которые оставались дома, спальные мешки и купили билеты на ближайший поезд к морю – это был поезд в Одессу. Тогда такая поездка казалась нам верхом экстремальности. Мы потом очень гордились ею и всем о ней рассказывали. А теперь вот Она и Я шли-шли по трассе, в смысле – автостопом, решили отсюда ехать по железной дороге, и это мне уже кажется полным пижонством. Забавно. Я бы и дальше ловил машины, но Она устала и не захотела ночью оставаться на трассе. Она в первый раз так путешествует.
Она возвращается огорченно стоит рядом.
Я Не нашла?
ОНА Нашла. Я не могу так. Там просто дырки в полу и нет света. Потом как-нибудь.
Я Смотри: первый поезд до Москвы будет в двадцать три сорок три, потом в ноль десять и сразу – в ноль пятнадцать. Потом, видишь, будет несколько штук в районе часа. Уедем как-нибудь. (Вам) Билетов в кассе нет – сейчас самый сезон. (Ей) С проводниками ты будешь разговаривать.


II.

Зал ожидания Все места заняты. Мы сидим на подоконнике, поставив ноги на батарею.
Я Мы с тобой будем разговаривать. Мне очень о многом хочется с тобой поговорить.
ОНА Хорошо.
Я Я люблю беседовать. Часто это делать нельзя, а время от времени нужно всю ночь говорить.
ОНА Зачем?
Я Не знаю. Очень приятно.
ОНА Ужасное место.
(Пауза)
Я Почему? Место в своем роде замечательное. Ты только представь: мы сидим в трехстах двадцати километрах от дома и до Москвы осталось еще триста двадцать километров. Мы точно посередине.
ОНА Ужасное место. Те три парня в спортивных костюмах мне совсем не нравятся
(Пауза)
Я Странное ощущение. Даже захватывающее. Я уже который раз оказываюсь… скажем так, нигде. Ни дома, ни в Москве, ни у моря, ни в деревне. Ну что такое это Бологое? Я не могу с уверенностью сказать, что будет, если мы сейчас выйдем за пределы вокзала. Скорее всего, там ничего не будет. Пустота. Не может же быть, что в каждой черной точке на карте живут люди.
ОНА Ужасное место! Ты видел, что за фотографии на том стенде?
Я Их разыскивает милиция
ОНА Нет! Я тоже вначале так решила, но потом думаю: что-то странные у них лица. Подхожу, смотрю – мамочки мои, это трупы! И написано: если кто-то видел этих людей, когда они были живы, позвоните. Ужас!
Я Ладно, сейчас будем разбираться

III.

Я Внимание! Кто здесь?
Тишина. Затем в стене открывается служебная дверь, из нее показывается Женщина в синем с пышной прической:
Женщина-Диспетчер. Я – диспетчер станции Бологое. Это я говорю в микрофон на весь вокзал, что прибывает или отправляется поезд.

Хор пассажиров. Мы! – Мы ждем поездов! – Мы спим сидя!
(отдельные голоса):
- Я купил сборник "Тысяча сканвордов" и сейчас разгадываю пятый, но у меня очень плохо пишет ручка!
- Я хочу есть, у меня в рюкзаке пакетики чая, пачки китайской вермишели, горячие кружки Магги, каши Быстров, но здесь негде достать кипяток!
- Я сейчас сплю, и мне снится сон: я подхожу к подъезду, вставляю ключ в домофон и слышу, как за моей спиной вырастает кто-то. Я не успеваю ничего сообразить и открываю дверь. Он заходит следом за мной и идет очень близко ко мне. Я решаю подняться на пролет вверх, к почтовым ящикам, чтобы он один уехал на лифте. Но он поднимается со мной, это грузин или армянин. Если бы меня спросили, как выглядит хачик, я бы сказала, что именно так. Он все время что-то вертит в кармане и задает очень идиотский вопрос типа "Где живет Иванов?" Я смотрю на него и молчу, очень долго молчу, почти минуту, потом говорю, что я не знаю. Потом он втыкает в меня нож, это он его теребил в кармане. Потом он отрезает мне по очереди руки и ноги, очень много крови, я прыгаю на том, что осталось, от квартиры к квартире. Наверное, я неудобно устроилась спать на вещах, и у меня затекли конечности.
– Я тоже сплю, и мне снится, что в школе мне дали пингвина и попросили подержать его дома несколько дней, и я веду пингвина по берегу моря из школы домой.
(все вместе):
- Скоро мы уедем отсюда!
Парни в спортивных костюмах. А мы – парни в костюмах "Найк". Мы местные, мы употребляем наркотики и торгуем ими.
В противоположном конце зала ожидания появляется группка людей, которые робко жмутся друг к другу. Лица их большей частью деформированы.
Это - Фотографии со стенда.

Мы – трупы, которые надо опознать. Нас убили в разных обстоятельствах здесь и в нескольких километрах отсюда. Ему досталось за дело, а он – случайно подвернулся, у него просто деньги отнимали.
От группы фотографий отделяется мужчина и подходит к Пассажиру, который сидит, обложенный упакованными коробками.
Человек с фотографии. Извините, пожалуйста. Очень прошу Вас помочь мне. У меня непростая ситуация Вы же здесь со вчерашнего дня? (пауза) Пожалуйста, только несколько слов. Вы же приехали вчера на автобусе из Старой Русы?
Пассажир. Да.
Человек с фотографии. Посмотрите хорошенько на менЯ Вы же меня видели?
Пассажир. Нет.
Человек с фотографии. Не может быть! Вы не можете быть так ненаблюдательны. Я же совершенно явственно Вас помню.
Пассажир хмурится и отворачивается
Посмотрите, какая у меня странная желтая куртка! Куртка такого цвета сразу бросается в глаза! Я вертелся перед Вами в очереди в справочное! Вспомните!
Пассажир засовывает руки в карманы и опускает голову.Другие люди с фотографий (уводят своего). Тихо. Так нельзя. Ты обознался. И пусть он тебя не помнит.
Скрываются
ОНА Теперь мне говорить, кто я такая?
Я Зачем? Я тебя знаю. Скажи, почему ты со мной поехала?
ОНА Сколько времени? Уже скоро первый поезд.


IV.

Сцена без слов.
Виадук, темная ночь, Я и ОНА. Огни.
Точно посередине скопища рельсовых путей едет поезд и останавливается под Нами. Проводники открывают двери с обеих сторон вагонов.
Вокруг носится голос Диспетчера, разбиваясь о темные постройки на первоэлементы.
Далеко за нашими спинами загорается красный фонарь.
Далеко впереди загорается зеленый фонарь.
По товарняку, стоящему на самом правом пути, пробегает лязгающая волна.
Товарняк. У-у-у! (уезжает)
Вокруг носится нечленораздельный голос Диспетчера.
Звучит любимая музыка актера, исполняющего Мою роль. Я что-то темпераментно рассказываю Ей, размахиваю руками, бегаю по пустому виадуку взад и вперед.


V.

У справочного окошка.
Я Скажите, пожалуйста, когда будет поезд на Москву, который должен был приехать в двадцать три сорок три?
Диспетчер. А он и был в двадцать три сорок три.
Я Как это?
Диспетчер. Только что уехал.
Я Так почему же вы его не объявляли?
Диспетчер. Как это не объявляла?! Я все объявляю. Слушать надо внимательнее.
Я И когда будет следующий?
Диспетчер. По расписанию. Ноль часов десять минут.
Я А на какой путь?
Диспетчер. Да слушайте вы, я все объявляю!
Я отхожу от окошка к Ней.
Я Нормально! Один поезд уже ушел.
ОНА Ты на часы смотри.
Я Через пять минут будет. Пойдем уже к поездам.
Платформа. С одной стороны – скорый "Москва-Курск". С другой – свободный путь. Мы с Ней ждем. Она заметно оживлена.
ОНА Главное – изо всех сил хотеть. Бр-р-р, я чувствую, что у меня совсем нет энергии! Это очень плохо. Если проводник будет чувствовать, что ты идешь до конца, он обязательно тебя возьмет! Когда я поступала в институт, мне надо было уехать из Москвы в Питер на последний экзамен. Билетов, конечно, не было. Я шла на вокзал и понимала: я уеду. Я не знала, что я там буду делать, но я точно знала, что утром буду в Петербурге.
Я Уехала?
ОНА Конечно. Попалась молодая проводница, я дала ей двести рублей и спала у нее в купе.
Над нами несется раздробленный голос Диспетчера. Пассажиры переносят вещи с места на место. Появляются огни тепловоза.
ОНА Самое отвратительное будет, если попадется женщина за сорок. Это все.
Вагоны проезжают мимо, все медленнее и медленнее.
Давай так: если мужчина – я разговариваю, если женщина – ты.
Поезд останавливаетсЯ Открывается дверь. Толстая Проводница за сорок поднимает ребристую площадку, освобождая ступеньки. В Мое плечо упирается своим плечом Она, и мы идем к Проводнице.
Я (на секунду оборачиваюсь к Вам). Кажется, у меня совсем нет энергии.
Мы подходим к Проводнице и по очереди сыплем аргументами. Проводница внимательно слушает.
Проводница за сорок. Я все понимаю. Я не имею права сажать вас без билета.
Мы продолжаем.
Проводница за сорок. Я все понимаю. Я не имею права сажать вас без билета.
Мы продолжаем.
Над станцией разносится голос Диспетчера.
Проводница за сорок. Пустите, мне надо дверь закрыть. В следующий раз идите к начальнику поезда.
Поезд уезжает. С другой стороны платформы остается стоять скорый "Москва-Курск". Тишина. Вдоль скорого не торопясь идет Обходчик и стукает молотком по колесам.
ОНА (Обходчику). Ответьте, пожалуйста: зачем вы так стучите? Мне всегда это было интересно.
Обходчик (останавливается). Положено так. Не постучишь – не поедет.
ОНА А правда, как вы узнаете, что поезду можно ехать?
Обходчик. Ну, звук другой будет.
ОНА Какой?
Обходчик. Не такой, как сейчас.
ОНА Какой?
Обходчик. Не знаю. Не слышал. Пойду стучать дальше.
Удаляется Стучит молотком по колесам и с удовольствием слушает звук.
ОНА Плакать хочетсЯ Ненавижу людей.
Я Да ладно. Скоро будет следующий поезд.
ОНА Не в этом дело…
Быстро уходит.
Я (Вам). Я Вам говорил, она в первый раз. Она не все понимает. Я попробую ей помочь.
(Ей вслед)Стой! Не пугайся, я тебе сейчас что-то покажу!
Станция Бологое исчезает.


VI.

Этот вагон был когда-то плацкартным, но сейчас его в наказание за неизвестный железнодорожный грех отдали на растерзание людям. Люди повсюду: по несколько человек на каждом месте, на полу, на мусорном баке у туалета. Июльский душный вечер.
ОНА Что это такое?
Я Общий вагон. Держи: это наши билеты. Найди, где там места обозначены.
ОНА Что мы здесь делаем? Нам надо сидеть ночью на вокзале в Бологое и ждать следующий поезд на Москву!
Я Не торопись. Успеем. Мне кажется, тебе тут будет интересно.
Мы пролезаем вглубь.
Я Извините, это наши места.
Распухшая Старушка обнимает металлическую рукоять тележки и смотрит на Меня долгим ясным взглядом. Старичок, сидящий рядом, испуганно уставился на нее.
Я Это же сорок шестое и сорок седьмое?..
Старушка (ясный взгляд). Ну и что?
Я У нас сорок шестое и сорок седьмое места, это здесь.
Старушка. Это общий вагон.
Я Я знаю. Вот тут на билете обозначены наши места в общем вагоне.
Старушка. Я тебе сказала. Это общий вагон!
(пауза)
На свободные места иди!
Мы пробираемся дальше по вагону, в самом конце спихиваем чью-то сумку с сидения и садимся
Соседка 1. Вот, молодой пришел, може он сейчас окно закроет?
Я Зачем? Душно же будет – жара такаЯ
Соседка 2. Ты чего?! У нее ухо больное, сразу надует! Надо себя беречь.
Я пробую поднять раму – ни в какую.
Не, сынок, ты не так. В первый раз, что ли? Сыми ботинки, вставай на столик спиной к окошку, руками сзади хватайся и тягай!
Я Не понял?..
Соседка 1. Ну, спиной, на корточки. Хватайся сзади руками и вставай!
Я Я не хочу лезть на стол.
Соседка 2. Ну что тебе, молодой, тяжело, что ли? Влез да поднял, чтоб старым теткам не дуло.
Я Я на стол не полезу.
Соседка 2. Господи, вот уперся! Откуда тебя такого принесло?
Заглядывает в соседнюю ячейку.
Мальчики, помогите окошко закрыть – дует.
Появляется Дедок в старой куртке, кирзовых сапогах и бейсболке с надписью "SPORT".
Дедок. Ну че, девушки, куда у вас там задувает? Давайте газетку.
Подстилает газетку на столик. Привычно устраивается на столике на корточках спиной к окну, хватается сзади за ручку и с кряхтом выпрямляется Окно закрывается
Дедок. Опа! Она как!
Соседка 1. Ну! Вот гляди на него, ты, молодой! Не кобенился, помог, не то, что ты, молодой. Здоровье не то, зато понимает.
Соседка 2. Да что в них толку, что здоровые? Больно умные все стали.
Между Соседками завязывается оживленный разговор.
Появляется Проводник, закрывает на ключ дверь туалета, который прямо за нами.

Я Извините, пожалуйста, можно задать вам один вопрос?
Проводник. Ну?
Я Я никому не скажу, честное слово. Откуда здесь столько народу?
Проводник. Сезон. Всем ехать надо. Народ нищий, вот и ездит общим вагоном.
Я Но все-таки! Признайтесь, что причина не в этом.
Проводник. А тебе зачем?
Я Это не мне. Это для Нее. (показываю на Нее)Проводник рассматривает Ее, мнется
Проводник. Откровение Иоанна Богослова читал? Вот оно, начинается потихоньку! Мертвецы, ты думал, они куда воскресать должны? По кладбищам ходить? Фиг! Они воскресают и к живым добавляются. Выберут место, где народу побольше и никто ни на кого не смотрит, и туда воскресают. Я на этих вагонах уже два десятка годов работаю и вот что я тебе скажу. Были всю жизнь обычные плацкартные вагоны, а тут вот подмечать начал: добавляться стали пассажиры. Один добавится, пара, - и у всех билеты с местами! Что делать? Сажаю, пусть рядом едут. А сам все кумекаю – в чем дело. Тогда дошло, когда папашка мой покойный явился и стал проводничать вместе со мной – а он у меня тоже на составах работал. Добавился, значит. Вот и пассажиры добавляются: те, кто ездил тут, да помер потом. И все их больше и больше – скоро не продохнуть будет.
Поезд медленно останавливается
Пойду. Стоянка шесть минут.
Уходит.


VII.

Ночь. Стук колес. Громкий храп - спит общий вагон. Я сижу и смотрю на Вас. У меня на коленях спит ОНА. Тихо, не заглушая звуков поезда, играет любимая музыка актера, исполняющего Мою роль.
Я Когда ты в дороге, когда ты неизвестно где, твоя шкура постепенно становится тоньше, а отношения с миром – короче. Проблемы, которые тебя занимают, становятся проще и конкретней. Ты начинаешь радоваться тому, на что в обычный день и не обратил бы внимания. Удовольствие получаешь от самого маленького – от вот такого (Я показываю пальцами) Но, с другой стороны, и всякая дрянь перестает тебя раздражать. Может быть, это оттого, что времени на мнительность не остается.
А еще я думаю: время от времени меня окружают Проблемы, и я думаю: у-у-у, ПРОБЛЕМЫ… Но ведь на самом деле мне легко жить! У меня же, по большому счету, вообще все хорошо. Я не был на войне, у меня не сгорал дом, меня даже ни разу не били в подворотне. Хотя странно: в моей подворотне живут наркодилеры, и там время от времени такой контингент собирается!.. А вот не били. Почему-то я твердо уверен, что так дальше продолжаться не может. То есть пока все продолжается, но в один момент вдруг станет ХУЖЕ. Я же видел фотографии африканских детишек, я же вообще телевизор иногда смотрю. И я знаю, что человеку очень часто бывает плохо. Чаще, чем хорошо. Вот я и жду, когда мое ХОРОШО кончится
И поэтому я стал ловить себя на том, что я все время ищу неустройств – как прививок будущей Большой Беды, которая почему-то обязательно должна случиться
Вот.
И еще – мой хороший друг из Сибири сказал мне: ты хороший человек, только тебя женщина ни разу не бросала, и без дома ты не оставался
Вот.
В проходе показывается Старушка со злыми глазками, которая не пускала Меня на наши места.
Старушка. Ты, иди сюда! Там один сошел, так я вместо него наверх полезу, внизу место будет. Иди ляг, пока не заняли.


VIII.

Зал ожидания на вокзале в городе Бологое. Ночь. Она спит сидя. Я – чуть поодаль, лежа на скамье. Она просыпается, близоруко всматривается в настенные часы. Идет смотреть расписание. Опасливо косится на Парней в спортивных костюмах, которые очень серьезно выясняют что-то, затем быстро выходят, на ходу смахивая шелуху семечек, прилипшую к губам. Она идет будить меня
ОНА Вставай. Мы пропустили два поезда. Остался последний, и потом уже до утра не будет.
Я (просыпаясь). Ага.
ОНА Зачем ты меня туда притащил? У меня от духоты голова разболелась.
Я (пожимаю плечами). Мм.
(пауза)
Скоро поезд?
ОНА Через двадцать минут.
Пауза.
Вокруг Ожидающие пассажиры ведут неторопливую беседу.

Я Говорите, пожалуйста, громче. Мы тоже послушаем.
Пассажирка 1. Она, ей, конечно, сказала: не заплывай, но разве дети слушают? Она ходит по берегу, кричит: назад плыви! А та машет, что нет еще, и дальше плывет. На пляже больше никого. А бабка-то уже старая, куда ей! Только стоит и ждет, пока племянница обратно приплывет. А та не приплывает. Только через три дня и принесло. А бабка, понятно, совсем с ума сходила, все эти три дня домой не показывалась: не уберегла племянницу.
Пассажир 1. Я вот как скажу. Когда человеку написано умереть, тогда он и умрет, и спорить с этим – ни-ни!
Пассажирка 2. Но все-таки… Сейчас всё такие молодые умирают…
Пассажир 1. Ни-ни! Я вам рассажу поучительный случай из жизни. Мне ее один человек рассказывал. Было это году в сорок третьем, а он тогда был сержантом. Рассказываю, как слышал: "Занял наш отряд котельную, вернее – то, что от нее осталось. Вокруг немцы. Ситуация неясная Местность простреливается – не высунешься. И есть огромная длинная труба, метр с гаком в диаметре. Командир мне и говорит: полезай в трубу, высунься и посмотри, что да как. Я говорю: есть! и лезу – там внутри такие скобы, видимо, чтобы забираться и чистить. Лезу, лезу, и вдруг на середине дороги чувствую: никак! Не пускает что-то. Гляжу вниз. Точно: старичок такой седенький вцепился в гимнастерку и не пускает. А был это сам святой Николай Угодник. Что делать? Слезаю. Рапортую: не пролезть! Тогда командир выбирает совсем молоденького, щупленького и его посылает туда же, в трубу. Солдатик шустро полез и только высунулся из трубы, как получил пулю в глаз и как был по трубе вниз полетел, прямо нам с командиром под ноги. Снаружи, оказывается, снайпер немецкий сидел и трубу на мушке держал. И вот гляжу я на этого солдатика, что у меня под ногами лежит, и думаю: почему его, а не меня? И такая меня тоска взяла, что хоть ложись и помирай. Опять чувствую: кто-то за плечо сзади трогает. Оборачиваюсь: святой Николай Угодник". Тут и понял этот сержант, что каждому свое время. Солдатика того вышел срок, а его – нет. И прошел он потом до самого Берлина и назад вернулся. Вот что слышал я своими ушами.
Пауза. Все думают.Во время рассказа подошли и осторожно встали рядом. Люди с фотографий на стенде. Теперь среди них есть один Парень в спортивном костюме, только его костюм спортивный весь в земле выпачкан.
Парень в спортивном костюме (смущенно обращается к Ней). Извини, а, я тебя вот помню, а ты меня? Ну, а?
Она (ей неприятно). Извините.
Парень в спортивном костюме. Пожалуйста… повспоминай, а? Мы тут с друганами ходили, помнишь?
Она (отворачивается). Нет.
Люди с фотографий. Тихо. Так нельзя. Ты обознался. И пусть она тебя не помнит. Пойдем с нами.
Уводят Парня в спортивном костюме по направлению к стенду.
Голос диспетчера (разносится по всей станции Бологое). Скорый поезд номер девятнадцать Петербург Москва прибывает на второй путь будьте осторожны скорый поезд номер девятнадцать Петербург Москва прибывает на второй путь.
Я (Ей). Пойдем. Мы должны уехать. (Вам) В Москве нас ждет наша подруга Оля. Если мы сейчас уедем, мы будем как раз к открытию метро.
Уходим.
Все описанные события произошли в ночь с 9 на 10 июля 2003 года.



КОНЕЦ.


(с) Борис Павлович, 2003
faustus1980@mail.ru




Внимание! Все права на опубликованные на сайте произведения принадлежат их авторам. Для получения официального разрешения на тиражирование или постановку пьес обращайтесь к авторам, к их агентам или пишите по адресу newdrama@theatre.ru
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru