О ПЕРВЫХ ПРЕМЬЕРАХ [Подробности о «Профессионалах победы» — новой пьесе Александра Гельмана, премьеры по новым пьесам в МХАТ им. Чехова]
Русский Журнал www.russ.ru (6-08-2002)

По традиции новый сезон первым в Москве открывает Малая Бронная. Новый
главный режиссер Андрей Житинкин этого правила менять не стал и даже нашел
оправдание — в интервью «Новым известиям»: «Все лето Бродвей шумит. А Москва
такая же столица, но пустая. Летом, когда огромное количество приезжих,
командированных, когда люди хотят увидеть родных артистов, посмотреть
шумные спектакли… Бросать зрителя в это время, мне кажется, неверно».

Но в этом году Малой Бронной не удалось покрасоваться в сводной столичной афише
в гордом одиночестве: во-первых — и это тоже традиция, — в начале августа
доигрывает спектакли старого сезона «Современник», а во-вторых, 1 августа открыл
сезон еще и Театр имени Гоголя. В гоголевском театре сыграют и первую премьеру
сезона: Сергей Яшин репетирует пьесу антибукеровского лауреата Василия Сигарева
«Черное молоко». Первый спектакль назначен на 29 августа и пока что режиссер
планирует уложиться в объявленные сроки.

На Бронной первая премьера случится в сентябре, актер и режиссер Виктор Лакирев
ставит триллер по Агате Кристи «Нежданный гость». А обещанный Андреем
Житинкиным спектакль по «Анне Карениной» пока запланирован на декабрь. На
заглавную роль Житинкин наконец нашел актрису — Евгению Крюкову, до того
сыгравшую Жанетту в его спектакле «Черная невеста» (Театр имени Моссовета).
Детектив — с легкой руки, кажется, Генриетты Яновской — приживается на московской
сцене. В афише Театра имени Пушкина тоже объявлена премьера мрачной и
криминальной истории — «Черный принц» (на главную роль приглашен Александр
Феклистов, а репетирует спектакль Роман Козак).

Известно, что Большой театр 8, 11, 13, 15 сентября исполнит оперу Пуччинни
«Турандот», которую ставят Франческа Замбелло и Александр Ведерников.

По традиции, которой положено было начало год назад, «Табакерка» в сентябре
переезжает в ДК МЭЛЗ. И там 10, 11, 29 и 30 сентября сыграет премьеру по пьесе
любимого худруком итальянского драматурга Альдо де Бенедетти «От четверга до
четверга». На афише — имена сразу двух постановщиков, Олега Табакова и Александра
Назарова (Назаров, напомню, уже успел поставить у Табакова в подвале на
Чаплыгина «Город» Евгения Гришковца). В этом спектакле у Табакова дебютирует
Петр Семак, который из Малого драматического перешел в труппу МХАТа им. 
Чехова. Во МХАТе, правда, пока что он «обходится» вводами в старые спектакли: в
«Амадее» Семаку досталась роль императора Иосифа, в «Чайке» — Дорна (т.е. актер
дублирует Владлена Давыдова).

А во МХАТе имени Чехова снова обещают «золотой дождь» премьер. 4 и 5 сентября
на Малой сцене сыграют наконец обещанную еще в июне премьеру итальянской же
комедии (Альдо Николаи в изложении Натальи Демчик) «Гамлет в остром соусе».
Постановщик — Петер Штейн, — в чеховском МХАТе уже идет в его режиссуре
мелодрама Надежды Птушкиной «Рождественские грезы». В новом спектакле в
главных ролях — телевизионные знаменитости: Угольников, Верник, Золотовицкий,
Семчев. Последнего, справедливости ради, Олег Табаков не устает рекомендовать
одним из лучших актеров труппы. И с ним согласны многие из тех, кто видел
Семчева в «Старосветских помещиках». Мне же и там мешала эта самая
телевизионная известность актера, его маска из первых и весьма удачных пивных
роликов. В те же числа, то есть 4 и 5 сентября, на Новой сцене МХАТа —
«Преступление и наказание» в постановке Елены Невежиной. А 30 сентября на той же
Новой сцене сыграют премьеру «Сонечки» по одноименной повести Людмилы
Улицкой. Судя по тому, что ставит спектакль Марина Брусникина, а участники — те
же, что играли в «Пролетном гусе» и были заняты во всех театрализованных
мхатовских вечерах, «Сонечка» будет выдержана в том же «строгом стиле»… И еще
одна новость: года полтора тому назад в министерстве культуры прошла коллегия,
посвященная современной драматургии. Тогда и решили: министерство готово
профинансировать два конкурса на лучшую пьесу (или — пьесы) для двух театров —
МХАТа имени Чехова и БДТ имени Товстоногова. И вот в начале августа объявлено
о том, что мхатовский конкурс подошел к концу и театр выбрал для постановки в
новом сезоне сразу трех пьес, написание которых (!) и постановка финансируются
министерством культуры. Это — «Терроризм» братьев Пресняковых, пьеса совсем
никому не известного в Москве автора с Украины и - внимание! — «Облом-off»
Михаила Угарова. Таким образом МХАТ им. Чехова берется поставить еще один
спектакль по пьесе, которая уже успешно идет в Москве в Центре драматургии и
режиссуры под руководством Казанцева и Рощина.

10, 11 и 12 сентября в «Мастерской Петра Фоменко» — премьера «Египетских ночей»,
первые показы которых Петр Наумович приурочил к своему юбилею. Однако
премьеру для публики перенесли на сентябрь. Итак, это — очередное обращение
Фоменко к прозе, очередное — к любимому его автору, Пушкину. Те, кому удалось
сходить на репетиции и первые прогоны, с восхищением отзываются об игре Галины
Тюниной…

Сразу две премьеры назначены на субботу и воскресенье 21 и 22 сентября: в «Школе
современной пьесы» «Событие» Владимира Набокова ставит швейцарский режиссер
Франсуа Роше, а на сцене Театра им. Маяковского должна состояться премьера
Нового драматического театра, где Вячеслав Долгачев поставил пьесу Александра
Гельмана «Профессионалы победы». Роше более или менее известен московской
публике, хотя память, конечно, придется несколько поднапрячь, поскольку
поставленная Роше франко-русско-швейцарская версия «Орестеи» без сожаления
выветрилась из памяти. Тем более что следом вышла «Орестея» Петера Штайна (так
что неудача Игоря Костолевского в «Орестее»-1 была компенсирована удачной ролью
в «Орестее»-2) и затмила собой предыдущую…

Приглашение по меньшей мере странное.

Что же касается Гельмана, то режиссер спектакля Вячеслав Долгачев, прежде чем
показать спектакль в столице, уже сыграл премьеру в нескольких городах. Среди
занятых артистов — несколько приглашенных: Лев Дуров, Борис Щербаков. Сюжет —
самый что ни на есть гельмановский: в «Профессионалах победы» речь идет о
президентских выборах, у Гельмана — 2009 года, у Долгачева время действия
перенесено в 2017-й. По мысли постановщика, это лишь актуализирует, а не,
наоборот, микширует злободневные речи. С этим спектаклем я лично связываю
некоторые надежды, полагая, что политический театр — понятие, еще не совершенно
отошедшее в область истории. Чему не лишнее доказательство — показанный на
позапрошлом Чеховском театральном фестивале спектакль Арианы Мнушкиной. А
Гельман умел держать в напряжении историями про отказ от премии, про не вовремя
сданный объект, про нарушения техники безопасности, ведущие к повышению
травматизма…

И наконец, в конце сентября, 27, 28 и 29-го, театр «Et Cetera…» откроет сезон
премьерой пьесы Августа Стриндберга «Игра снов». Ставит петербургский режиссер
Григорий Дитятковский, художник — Эмиль Капелюш — тоже из Петербурга.
Стриндберга у нас ставят редко и, надо сказать, не метко. Из хороших спектаклей
можно вспомнить виденную «Фрекен Жюли» Бергмана. Но это было уже очень давно.
Да, в Стокгольме Стриндберга ставят (все к тому и располагает…). И «Игру снов»
несколько лет назад в Стокгольме, в Городском театре, поставил Роберт Уилсон.

В “Et Cetera” «Игру снов» можно отнести к тем спектаклям, которые «для труппы», — в
том смысле, что сам Калягин не занят. До сих пор звезд с неба на этом, если угодно,
«поприще» театр не хватал. Хотя премию московского правительства в области
литературы и искусства получил год назад как раз за такой спектакль, без Калягина, —
за детскую сказку «Тайна тетушки Мэлкин». Там, где Калягин выходит на сцену, и
труппа держится собраннее, кажется лучше, хотя до уровня мастера, увы, не
дотягивает.

Сам Калягин в роли старика Креппа выйдет на сцену в спектакле Роберта Стуруа. Но
случится это уже в начале ноября.

Григорий Заславский


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru