АПОЛОГИЯ ЛЕНИ В РАБОТЕ МИХАИЛА УГАРОВА
Ведомости (9-08-2002)
По опросам столичных театральных критиков, одним из главных событий завершающегося сезона был признан спектакль Центра драматургии и режиссуры «Обломоff». Пьесу написал московский драматург и сценарист Михаил Угаров и сам же ее поставил. Неожиданно громкий успех камерной постановки вывел Угарова из разряда «чистых» литераторов и заставил заговорить о нем как о режиссере с очень серьезным потенциалом. Почему вы взялись за «Обломова»?
Это была не моя идея. Пьесу заказывал Ефремов для МХАТа. Он мне сказал, что «Обломов» сейчас крайне интересен. Казалось бы, длинный, скучный роман со школьным героем. Что там интересного? А потом я понял: сейчас все вынуждены быть Штольцами, Обломов мечта. Недостижимый идеал. Самый яркий Обломов, которого я знаю, это Максим Курочкин: изображает, что он ушлый, хитрый, бойкий, пишет пьесы для антреприз, а на самом деле
(К концу разговора пришел Максим Курочкин и признался: да, Обломов. Если бы кто-нибудь оплачивал его существование, он бы с удовольствием весь день валялся на диване.) Еще один Обломов создатель Центра драматургии и режиссуры Алексей Казанцев. Он очень ленив. Но я не верю в шустриков, они поверхностны. Только ленивый человек, встав с дивана, может совершить настоящее дело. Казанцев насмотрелся до тошноты на театральных Штольцев и создал свой театр, который сегодня определяет погоду в театральной Москве.
На ваш спектакль нельзя ведь с образовательными целями водить школьников
Конечно, это не инсценировка. Ефремов хотел оригинальную пьесу как «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Гамлет-машина». Вообще, много идей по разработке сюжета принадлежали ему. Но, естественно, как только умер Олег Николаевич, планы театра тут же изменились. И не только по отношению ко мне
Но у меня-то была трагедия! 24-го числа он должен читать пьесу, но плохо себя чувствует, а 25-го он умирает. Пьесу он не прочитал
Хотя, я думаю, ему бы понравилось.
Это даже не пьеса, больше похоже на второй роман. «Из-под стола вылетают подушки: от больших до самых маленьких, числом с дюжину». Для пьесы было бы достаточно: «Выкидывает из-под стола несколько разнокалиберных подушек».
А я считаю, что это пьеса. В ремарках нет самостоятельной литературной ценности. Ремарки это НЛП, программирование той группы, которая работает над спектаклем. Помимо основного корпуса текста, который они произносят, есть еще программирующий слой. Когда актер просматривает текст, он может заблудиться в нем, а ремарка его возвращает на верный путь. Это как настройка инструмента чтобы не фальшивил. Мне все говорят, что ремарки настолько хороши, что их надо играть. Да не надо их играть это рабочий материал. Их читать надо. Актер после репетиции проверят текст, который он произносит, и читает ремарки это корректировка курса.
Раз уж заговорили о работе с актерами, расскажите, почему вы решили ставить самостоятельно. Некому было доверить или никто не хотел?
Хотели, очень хотели. Не могу сказать, что я обижен невниманием. Пьесу заметили. Даже Театр Российской армии хотел «Обломова», с Кириллом Серебренниковым мы обсуждали этот вопрос, и МХАТ в результате мог бы сделать
Вариантов было много. Но мне и самому хотелось поставить такой эксперимент стать режиссером своей пьесы. У меня есть уверенность, что все самое интересное происходит на перекрестке. Если я буду плавно двигаться по проспекту имени Драматургии, то я обязательно куда-то провалюсь.
У актеров не было по отношению к вам скептицизма? Мол, вы не режиссер и беретесь не за свое дело?
Нет, не было. Иначе бы я не стал этим заниматься. Бывают же такие кадры: входит режиссер в зал, там сидит актер и говорит: «Ну, репетируйте меня». Такого не было, они все очень живые ребята. Кстати, у режиссеров с актерами есть свой птичий язык, который я не понимаю и учить не хочу. Ну, например: «Иди в отказ! » или «Сделай сброс! ». И они тут же понимают, что от них требуется. Но это же все можно человеческими словами объяснить. И мы нашли общий язык у нас собственный сленг появился.
Какие были сложности с актерами?
Они тянут все на себя, в привычный театр, где им удобно делать то, что они умеют. А театр это же вещь смысловая! Иногда на прогонах они вдруг понимают, о чем говорят, и это производит сильное впечатление. Фокус не в том, что каждый день на сцене Большого убивают Ленского, а в том, что вдруг текст совпал с актером и с залом по смыслу. Постоянная истерика: вдруг кому-то будет скучно. Идет важный монолог, а актер начинает говорить на разные голоса. То есть, чтобы собеседнику не было скучно со мной, я должен его развлекать. Но ведь в словах сообщение какое-то должно быть, а не просто треп. Тогда никому не будет скучно.
В таком случае работа с вами это только прививка. У других режиссеров они снова будут играть по-старому, как привыкли, как их учили.
Да. Современный театр учит, что нужно действовать по принципу тавтологии. Допустим, текст: «Какой я злой». Это нужно произнести злым голосом со злым лицом, должна быть злая музыка и еще злая пластика. Я им объясняю, что играть нужно только то, чего нет в тексте. Есть пять актеров, шестой это текст. Дайте ему поработать, это очень сильный партнер.
Но хороший текст может быть не только партнером, но и соперником. Есть смысл не давать ему воли.
Значит, соперник. Но настолько сильный соперник, что с ним лучше дружить. В любом случае он самоценен. А наша театральная школа учит, что любой текст нужно украшать изо всех сил. Актерское мастерство сейчас движется в сторону концертного исполнения. Выходит актер: щас как звездану! А то, что роль должна развиваться, что после каждого трюка фанфары не будут трубить, этого они не учитывают. Но мне с актерами повезло. В них этого почти нет.
И вы добились того эффекта, к которому стремились?
Этого нельзя добиться сразу. У нас компромиссный вариант. Но эксперимент был очень интересный.
Вы будете и дальше ставить свои пьесы?
Свои? Не знаю. Чужие хочу
Значит, работать собираетесь? А я знаю, что вам на день рождения подарили подушку и халат.
Подарили. (Со вздохом.) Не успеваю насладиться. http://www.vedomosti.ru/stories/2002/08/093802.html
Мария Кузьмина