ОЩУЩЕНИЕ ПИРОЖКА [Новые пьесы в альманахе «Майские чтения» 72002]
Современная драматургия: ирония рождает веселых монстров
Ex libris-НГ (15-08-2002)
Пьеса это текст для театра. Жанр «пьесы для чтения» удивителен, хотя чего не бывает. Это как ролевая игра
с заведомо определенным финалом. В том виде, в каком он существует теперь, жанр возник, вероятно, из-за невостребованности театром данных текстов: часто они писаны будто для журнальной публикации и только. Ибо театр с современными текстами осторожничает, и вот уже молодым драматургом утеряно чувство сцены и сценичности. Что ж, бывает. Но нынешние драматурги работают много и упорно; одно за одним выходят издания малого формата и малого тиража. Как письма в бутылках, выброшенные в море, может, кто подберет, отыщет отправителя.
Из последних сборников альманах «Майские чтения # 7», независимое и более- менее регулярное издание, существующее благодаря меценатской и грантовой поддержке. Здесь тринадцать фамилий, и почти каждый из авторов театральный практик. В том смысле, что имел дело с настоящим театром. Некоторые из опубликованных пьес уже поставлены и даже имеют определенный зрительский успех: «Ощущение бороды» Ксении Драгунской, «Анна Каренина-2» Олега Шишкина, «Сны» Ивана Вырыпаева, «Глаз» Максима Курочкина.
В общем, «Майские чтения» это чтения вслух и желательно со сцены.
Сборник очень любопытен и вместителен: скетчи, постмодернистские стилизации, одна фантасмагория, несколько экземпляров так называемой документальной пьесы. Все это вполне уместно в контексте современного русского театра. Как драматургический материал есть ценные образцы. Справедливым будет заметить, что именно они и востребованы в реальном времени и реальном театре.
К примеру, микропьесы «За стеклом» Сергея Носова, «Славянский базар» Вадима Леванова, «Чайка» А. П. Чехова (remix)" Константина Костенко, собственно, к театру имеют небольшое отношение. Скорее это сценарии перформансов не слишком изящные, редко остроумные. Зато, наверное, сильно концептуальные: Достоевский с Толстым за стеклом, Станиславский с Немировичем в «Базаре», Треплев замечен за кормлением пирожком портрета Чехова. К слову, во всех трех произведениях вопрос приема пищи в целом и пирожков в частности стоит весьма остро. Драматурги, что ли, голодают? Только вот «пирожок» у них ни с чем.
Рядом «Анна Каренина-2» Олега Шишкина, пьеса отнюдь не бездумная и ненапрасная. «Гармония дала трещину, и она проходит через всю русскую железную дорогу». «Нет больше сантиментов! Нет больше первородных поцелуев! Только паровозный гудок!»
Каково?
И элегантно закольцованный финал истории, печальный конец Анны при виде поезда братьев Люмьер. Здоровая ирония Шишкина рождает монстра, но с весьма симпатичной мордой. Цивилизация обесценивает не только первородные поцелуи, но и толстовские, и дарвиновские, и фрейдовские тома-исследования человеческой природы. Ремиксованная «Чайка» икает и падает к ногам убийцы. Чехов меланхолично жует пирожок, двигая челюстью на веревочке. Толстой глядит из-за стекла и эдак тяжко вздыхает.
«Ощущение бороды» Ксении Драгунской эта пьеса попросту превосходно написана. Здесь возможна тысяча ее театральных интерпретаций, она смотрится чуть не шарадой. Жанр среднерусская фантасмагория, «народная поэма». Легчайшее сочинение, необычайно смешное и обещающее хорошо проведенный в театре вечер. Что важно пьеса абсолютно самостоятельная и новая, ни на что не похожая. Воспитывает нежность к чудачеству, отвлекает от дурного и тяжкого. Еще одно стоящее чтение скетч Максима Курочкина «Глаз». Поразительная жанровая умеренность в четырех страницах. Короткая история одного дико живущего гунна, сраженного цивилизацией большого города. Меняю телевизор на боевого слона.
А ведь есть еще страшные пьесы про «сегодня» и «сейчас». «Сны» Ивана Вырыпаева опыт документальной пьесы, значительно преломленный волей драматурга в сторону художественного вымысла. В любом случае театральный документ времени, поиск выхода и красоты прямо посреди ада. Есть «Замочная скважина» и «Фантомные боли» Василия Сигарева, автора орденоносной пьесы «Пластилин». Есть отрывок из «Дредноутов» Евгения Гришковца и его же неясное сочинение «Кое-что о змеях», очень уж похожее на рассказы Виктора Конецкого. Есть «Рыбалка» Ильи Фальковского, старое-новое мифотворчество, умное и гуманное. Есть Родион Белецкий с «Забавным богоискательством».
Ну и последнее. Этот сборник читать не надо. А если и читать то только профессионалам, артистам и постановщикам. Альманах опубликован с практической целью здесь тот случай, когда нужно видеть.
Дарья Коробова