ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА [«Новая драма» в Кирове]
В Кирове прошел Фестиваль современной пьесы. Залы были полны
Вятский край (10-10-2002)
БЕЛЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК РАЗДОРА Друзья познаются не только в беде, но и в радости. В этом смысле «Арт», сыгранный по пьесе Ясмины Реза Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым и Михаилом Янушкевичем в день открытия в Кирове фестиваля «Новая драма», спектакль о дружбе. Правда, разрушенной несовпадением мнений на современное искусство. Хотя при чем здесь картина, этот белый прямоугольник раздора, в котором, если приглядеться, можно рассмотреть белые поперечные полосы? В начале-то была радость, радость приобретения, радость, которую не разделил давний друг
Они не случайно похожи, Марк (И. Костолевский) и Серж (М. Янушкевич). Высокие, предпочитают однотонные костюмы и темные водолазки, слушают монолог Ивана (М. Филиппов), синхронно положив нога на ногу (причем оба правую на левую), и одинаково не «врубаются» в суть его сложных, еще не начавшихся семейных отношений. Они, похоже, и сами сознают эту похожесть, и оттого больнее каждому встречное непонимание. Сержу непонятно, как Марку может не нравиться белая картина, Марку непонятно, как Серж мог выложить 200 тысяч франков за это белое дерьмо
А понимания хочется, и потому каждый апеллирует к Ивану (М. Филиппов), в надежде подкрепить его мнением свое собственное
В стихии этой пьесы актеры чувствуют себя так, будто всю жизнь только о ней и мечтали, свободно и естественно меняя интонацию, фонтанируя репликами. «Ни сам мир, ни все великое и прекрасное в этом мире никогда не рождается в результате разумных вещей», «Человек своего времени это вклад в цивилизацию. ..», «Я не верю в те ценности, на которых стоит сегодняшнее искусство»
Внешне простые, обыденные, они взрывают зал, включают его в контекст сопереживания. И, вначале согласившись с тем, что фестиваль «Новая драма», удачно выбрав для пролога спектакль «Арт», представляет театр драматурга, а не режиссера или актера, незаметно для себя понимаешь, что пьеса Ясмины Реза очень даже артистическая и зрительская, да и режиссерски она выстроена будь здоров. И вполне допускаешь, что в чем-то она и о нашем отношении к культурной столице в размышлениях ли о жизни, в разговорах ли об авангардном и классическом в искусстве
Почему же я решил, что «Арт» это о дружбе? Разве то, что один видит в нерациональной покупке поступок в высшей мере поэтический, а другой не способен любить Сержа, покупающего эту картину, и как следствие уже не понимает, на чем могут держаться отношения с тем, кто так легко объявляет, что эти цвета его трогают, говорит о чем-то дружественном? А отношения, которые распались в результате всех этих речей и событий? А привязанности, которые улетучиваются? А испытательный срок?
Но ведь сказано уже: «Я безнадежно ищу друга, который был изначально создан для меня
» И «за друзьями всегда надо присматривать, иначе они от тебя ускользнут», произнесено. Да и «я хочу быть вашим другом, добрым духом
» не ветром надуло. И смешной лыжник, с благословения Сержа нарисованный фломастером Ивана рукой Марка, совсем не случайно появился на белом прямоугольнике раздора. И то, что все нарисованное на белом полотне легко смывается, уже ничего не значит. Потому что и на белом полотне можно рассмотреть: под белыми облаками падает белый снег, падает, пока человек, скользящий вниз одиноким лыжником, не исчезнет и не обретет где-то там свою плоть. И пусть на белом не видно ни белых облаков, ни снега, ни холода, ни одинокой фигурки, никто не оспорит Марка, утверждающего: на полотне метр шестьдесят на метр двадцать изображен человек, пересекающий пространство и исчезающий в нем
И уважать человека, этого ли, другого, можно уже за то, что пересекал он это пространство на ваших глазах, а не за то, что соглашался с вашим мнением или оспаривал его, больно царапал своей самостоятельностью или раздражал бесхребетностью. Любить людей ради них самих, без той надежды, которую на них возлагаешь. А чемпионов в дружбе нет. Друзья, может быть, и не равны в споре в прошлой дружбе, но в настоящей равны. Так что не выбирать свой лагерь надо было Ивану, а подниматься по ступеням прощения, преодолевая словесное безумие и душевный дискомфорт
ОДНОВРЕМЕННО
Пересекающими пространство и исчезающими в нем видятся и герои моноспектаклей Евгения Гришковца «Как я съел собаку» и «Одновременно». Причем в последнем это пространство, вполне зримое, ограниченное суровой ниткой, продернутой сквозь четыре вбитых в сцену гвоздя, почти уже поглотившее исполнителя, все-таки отпускает его к залу, позволяя переступить нить и подарить падение бумажной звезды тем, кто не успевает загадать желание в миг настоящего звездопада. Немножко ограничивают это пространство и повторы некоторых ключевых слов, жестов, образов, мизансцен из первого моноспектакля. Человек в летном шлеме курит так же зябко и внешне мужественно, как и моряк с острова Русский. Зима, «хочу домой, хочу домой!», «и с этим ничего не поделаешь, с этим надо жить», «наступает счастье», «это нормально», ощущения детства, которые больше, чем ощущения. ..
Это повторы и неповторы одновременно, это как сцепки вагонов, жесткие, но необходимые. И, раз уж они есть, пусть будут. Тем более что два этих моноспекталя вряд ли где-нибудь еще идут в спарке. Тем более что «Как я съел собаку» Гришковец обещал в скором времени снять. Может быть, потому, что его пространство слишком уж поглощает, настолько слишком, что все время приходится объяснять: «я», который это рассказывает, это другой человек, а того уже нет, и у него уже нет шансов вновь появиться
" Хотя что объяснять, если и сказанное вначале: «Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле он был раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил. ..» вполне в контексте «Арта» и его пересеченного пространства. Настолько в контексте, что даже удивляет, почему к железнодорожникам, русским матросам и японским летчикам Гришковцу не добавить еще и лыжника. Тем более что дело-то ведь не в конкретных носителях конкретных профессий, а в том, что они оттеняют
Рассказа о рассказанном не получится, моноспектакли Гришковца лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать о них. В них больше иронии, чем можно было бы предположить, читая тексты пьес, в них больше лирики, исповедальности, чем выдают внешне косноязычные рассуждения о том, что там на острове Русский, где герой был моряком, «желание ДОМОЙ было настолько сильным, что переросло в конкретный дом, и я не помещался в нем, как не влез ни в одни дофлотские брюки. Дома не было! Меня не было! А еще потом появилось время
и ощущение, что оно движется
уходит, в смысле
»
В конце концов это ощущение движущегося, уходящего времени, исчезнувшего человека, утраченного дома, опустевшего, хоть на короткий миг, пространства важнее всех этих «я подумал или я там сказал», слишком подвижного ударения в слове «одновременно», железнодорожников, передвигающихся короткими стежками.
ЦЕЛЬНОСТЬ И - НИКАКОГО ОБЛОМА
Пересечь хоть какое-нибудь пространство для Обломова (арт. Владимир Скворцов) из спектакля «Облом оff» подвиг. Все его на этот подвиг подвигают Штольц, Ильинская, доктор. Более преуспевает в этом доктор, который одним названием болезни имени Обломова должен был вытеснить своего пациента из пространства бытия. А он, умерев от собственной цельности, куда живее всех живых в финальной, предпоклонной сцене. Перестал верить словам и здравствуйте пожалуйста! никакого облома, сплошной тотус
То есть целый, цельный человек, а не какая-нибудь половинка, четвертинка, осьмушка
Те живут, суетятся, посыльными служат, свою половинку ищут, «Каста диву» поют
А тут надел халат и цельный, придавил диван и величина постоянная. Правда, в цельности этой и постоянстве величины долго не живут, только до удара или старости. Потому что «на службе только часть человека нужна, а целый человек не нужен»
Мысль Михаила Угарова, автора и режиссера, понятна: его Обломов не столько ленив, сколько самодостаточен. Делиться не хочет ни для Ильинской (хотя какое же созвучие имени, Илья Ильич!), ни для Штольца («Мало для человека дело делать»), ни для доктора. Прошел место, где была жизнь. Чуть что жизнь ли трогает, любовь ли сердце щемит в домик, под символичное скрещение рук над головой. И в то же время: по набережной до конца не пройдет, а умереть достойно, как и подобает цельному человеку, сможет
И это ведь не оправдание Обломова его завершенность. Ничего случайного, всему свое время толочь корицу и замечать ямочки на женских локотках, писать письма и получать ответы. Как после слов «Больше и лучше любить не умею», произнесенных женщиной, которая только еще настраивалась на долгое и полное чувство, не понять, что Выборгская сторона это вам не Гороховская улица. А после сомнительной фразы «Бог умер» как не перестать верить словам. Тем более что интуиция, ощущение уже прожитой жизни, уже пересеченного пространства не подводили.
Пьеса Михаила Угарова оригинальная пьеса, сходство с хрестоматийным «Обломовым» кончается скоро. Угадан современный нерв восприятия. Важны не внешние проявления, а глубина чувств. Впрочем, последнее можно отнести и к постановкам, с которыми не пересеклись. И продолжить словами героини завершающего программу фестиваля «Новая драма» спектакля «Шоппинг & Fuckinq»: «Когда-нибудь мы узнаем, зачем все это. Никаких не будет тайн. А пока надо жить
надо работать
»
Фестивали же приходят и уходят. А ощущение новизны и пересеченного пространства остается. И впереди еще много света.
Николай ПЕРЕСТОРОНИН