|
|
ВЕСТИ С «ТИТАНИКА» [«Титаник-92» на фестивале «Н. Е. Т.»]
Ведомости (19-11-2002)
Анонсированный в программе нынешнего фестиваля NET 10-летней давности спектакль кемеровского театра «Ложа» породил изрядный аншлаг, хотя заранее было известно, что у создателя «Ложи» Евгения Гришковца там всего пара крошечных эпизодов, а главную роль исполняет совсем другой человек. Другим оказался Павел Колесников, во времена создания «Титаника» учащийся Института культуры, факультета фото- и видеосъемки, ныне маркетолог из города Волгограда. Колесников, не выходивший на сцену с 1995 г., солировал два вечера подряд на подмостках Центра им. Мейерхольда, и реакция зала была такой, какую редко встретишь даже на выступлениях самых раскрученных звезд. Про название спектакля сам Гришковец поясняет, что «Титаник» это «маленький титан». Но даже маленький, Титан, видимо, должен писаться с заглавной буквы: ведь скорее всего имеется в виду какой-нибудь брат Кроноса, в силу невеликого роста не взятый воевать с олимпийцами и затерявшийся среди людей. Перед его глазами прошла вся мировая история, изрядно смешавшись в деталях и подведя героя к выводу, что мир гибнет. Со слов этого самого Титаника и записан текст, который Колесников произносит со сцены под неумолкающий смех зала. Чему смеется публика, не очень понятно. Отчасти, наверное, тому, как ловко на историческом материале авторы (текст писали сам Гришковец и Колесников) манипулируют приемами постмодернизма (хотя в Кемерове в 1992 г. этот термин вряд ли был в ходу). Как битва на Куликовом поле обретает черты Ледового побоища, открытие Америки Колумбом завершается «ночью длинных ножей», а легенда о Дон Гуане заземляется столь мощно, что для опознания первоисточника требуется некоторое умственное усилие. Все это действительно чрезвычайно забавно, но смеются не только над этим. Смеются еще и от удивления наблюдая, как за очевидной галиматьей, околесицей, нагромождением имен, фактов, обстоятельств проступает вдруг красивый и внятный смысл как это случается иногда, когда о сложных вещах человек пытается рассказать простыми словами. Собственно, на том же приеме строятся и диалоги тарантиновских фильмов: «Бог может все, он может остановить пули, превратить кока-колу в пепси-колу... » Не просто странные, а поразительные сближения любительского театра из Кемерова с происходившим в 90-е в культурных столицах мира еще одно доказательство, что не люди изобретают идеи, а идеи перемещаются по миру, материализуясь в самых неожиданных местах. В городе шахтеров и металлургов, например. Гришковец рассказывал как-то, что в «Ложе» был спектакль про моряка и летчика. Летчик утверждал, что любовь как небо, моряк что как море. В афишу следующего NET его можно анонсировать хоть сейчас промашки не будет.
Лариса Юсипова
Вернуться к прессе
|
|