ВЕСТИ С «ТИТАНИКА» [«Титаник-92» на фестивале «Н. Е. Т.»]
Ведомости (19-11-2002)

Анонсированный в программе нынешнего фестиваля NET 10-летней давности спектакль кемеровского театра «Ложа» породил изрядный аншлаг, хотя заранее было известно, что у создателя «Ложи» Евгения Гришковца там всего пара крошечных эпизодов, а главную роль исполняет совсем другой человек. Другим оказался Павел Колесников, во времена создания «Титаника» — учащийся Института культуры, факультета фото- и видеосъемки, ныне маркетолог из города Волгограда.
Колесников, не выходивший на сцену с 1995 г., солировал два вечера подряд на подмостках Центра им. Мейерхольда, и реакция зала была такой, какую редко встретишь даже на выступлениях самых раскрученных звезд.

Про название спектакля сам Гришковец поясняет, что «Титаник» — это «маленький титан». Но даже маленький, Титан, видимо, должен писаться с заглавной буквы: ведь скорее всего имеется в виду какой-нибудь брат Кроноса, в силу невеликого роста не взятый воевать с олимпийцами и затерявшийся среди людей. Перед его глазами прошла вся мировая история, изрядно смешавшись в деталях и подведя героя к выводу, что мир гибнет. Со слов этого самого Титаника и записан текст, который Колесников произносит со сцены под неумолкающий смех зала. Чему смеется публика, не очень понятно. Отчасти, наверное, тому, как ловко на историческом материале авторы (текст писали сам Гришковец и Колесников) манипулируют приемами постмодернизма (хотя в Кемерове в 1992 г. этот термин вряд ли был в ходу). Как битва на Куликовом поле обретает черты Ледового побоища, открытие Америки Колумбом завершается «ночью длинных ножей», а легенда о Дон Гуане заземляется столь мощно, что для опознания первоисточника требуется некоторое умственное усилие. 

Все это действительно чрезвычайно забавно, но смеются не только над этим. Смеются еще и от удивления — наблюдая, как за очевидной галиматьей, околесицей, нагромождением имен, фактов, обстоятельств проступает вдруг красивый и внятный смысл — как это случается иногда, когда о сложных вещах человек пытается рассказать простыми словами. Собственно, на том же приеме строятся и диалоги тарантиновских фильмов: «Бог может все, он может остановить пули, превратить кока-колу в пепси-колу... » Не просто странные, а поразительные сближения любительского театра из Кемерова с происходившим в 90-е в культурных столицах мира — еще одно доказательство, что не люди изобретают идеи, а идеи перемещаются по миру, материализуясь в самых неожиданных местах. В городе шахтеров и металлургов, например.

Гришковец рассказывал как-то, что в «Ложе» был спектакль про моряка и летчика. Летчик утверждал, что любовь как небо, моряк — что как море. В афишу следующего NET его можно анонсировать хоть сейчас — промашки не будет.


Лариса Юсипова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru