ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ ВЫ В ТЕАТРЕ! [Фестиваль «Новая драма» в Тольятти. О "Кислороде" Ивана Вырыпаева]
Тольяттинское обозрение (29-11-2002)
На Ярмарке социальных и культурных проектов столичная ассоциация «Золотая маска» представляла фестиваль «Новая драма». Два спектакля из фестивальной программы были показаны 22 и 23 ноября на площадках театра «Колесо». Разноликая новая драма
В театре как на лоне природы, где нет газующих авто и смердящих заводов, там всегда свежий воздух, несущий впечатления и воспоминания. Это еще раз доказала «Новая драма».
Правда, по-настоящему новой была лишь одна из двух явленных пьес «Кислород». Вторая «Арт» была показана тольяттинцам четыре года назад на сцене ДКиТ с более впечатляющими декорациями, но это не помешало во второй раз с удовольствием ее посмотреть.
У объединенных одним определением пьес больше различий, что, впрочем, выгодно представляет разноликость фестиваля современной пьесы, не замыкающегося на смаковании какой-либо модной тенденции, а открыто принимающего в свое русло ручьи новых идей. «Кислород» написан русским драматургом Иваном Вырыпаевым, «Арт» француженкой Ясминой Реза; «Кислород» рэп-попса, «Арт» классика; «Кислород» текст, «Арт» игра; «Кислород» на фоне политики и сиюминутен, «Арт» аполитичен и потому вне времени; «Кислород» жизнь, «Арт» искусство
Но как жизнь и искусство, они не отрицают друг друга, а питают и взаимодополняют, ведь они сходятся в самом трудном для каждого человека в наполнении жизни смыслом, потому что без смысла ты не человек, даже абсурд существует благодаря противостоянию смыслу.
В «Кислороде» Саша (Иван Вырыпаев) видит смысл в поиске источника кислорода, отсутствовавшего в его жене (потому он ее и убил) и обнаруженного в рыжеволосой Саше (Арина Маракулина). В «Арте» Марк (Игорь Костолевский) обнаруживает смысл в однотонно белой картине, купленной его лучшим другом Сержем (Михаил Янушкевич) за 40 тысяч долларов, нарисовав на ней синим фломастером лыжника, несущегося с горы под белыми небесами, с которых хлопьями падает снег, мешающий что-либо с первого взгляда увидеть. Фломастер удалось потом стереть, но белый лыжник навсегда остался на картине.
Но если с «Артом» Тольятти театральный успел познакомиться и осмыслить, то «Кислород» требует более пристального внимания, хотя бы потому, что заявляет себя в качестве пьесы принципиально нового, документального, театра «Театра.DOC».
Клубный проект
В «Кислороде» нет кулис, нет декораций, отсутствует четкое противопоставление сцены зрительному залу. Все напоминает клубную обстановку, в этом ощущении все больше утверждаешься с появлением на пятачке ди-джея. Он «крутит» музыку, под которую Саша и Саша говорят песни, точнее, рэп-композиции композиции, переполненные мелочами человеческого быта о поиске кислорода, об Иерусалиме и арабах, об 11 сентября в США, об одиночестве и грехах, о водке и наркотиках и закономерной смерти героев. Но от обычной солянки эту мешанину спасают библейские заповеди, звучащие в конце каждой песни. И все это под музыку, потому что герой в плейере, и «поет» он только о себе, так как других за музыкой трудно расслышать, поэтому и диалогов как таковых нет. Саши не общаются, они говорят о себе, обвиняют друг друга, ругаются (как же в документальном театре и без мата, к счастью, без передозировки), но не слышат друг друга.
Наиболее пронзительно звучит композиция, в которой Саши прячутся от музыки, закрывая уши руками, в надежде услышать главные ответы на вопросы «зачем я?» и «где я был, когда еще не попал в утробу матери?». Ведь каждый из нас где-то был, ведь каждый из нас навсегда?..
* * *
Что такое «Кислород» так запросто не определишь. Снижение планки до интеллектуального уровня современной молодежи или новое слово в театральном искусстве? «Кислород» нельзя оценивать с позиций «плохо» или «хорошо», это есть и заслуживает того, чтобы быть. Этот проект, как предпочитают называть постановку ее создатели, отражает сегодняшнее состояние культуры, искусства и запросы главного объекта искусства человека.
По-моему, Иван Вырыпаев ответил на ожидания молодежи. Студенты-зрители восторженно реагировали на каждую композицию героев, видя в них свое отражение, а по окончании бросились за сцену в надежде получить автограф драматурга и исполнителя главной роли.
Итак, кто-то из зрителей нашел возможность устранить кислородное голодание, кто-то в прокуренном героями пьесы камерном зале посчитал, что кислорода здесь меньше всего, но новизну представленного проекта отрицать не станет никто.
Наша справка
«Новая драма» это фестиваль современной пьесы, впервые он прошел весной этого года в Москве. Как рассказал один из его учредителей, программа фестиваля включает спектакли, поставленные по новым пьесам, а также экспериментальные спектакли, читки новых пьес, проект «Документальный театр», семинары и дискуссии.
Вопреки расхожему мнению, что сегодняшняя драматургия в упадке, организаторы «Новой драмы» заявляют, что это не так: современные пьесы есть, они их даже читали и видели. Более того, создатели фестиваля убеждены, что современный театр должен говорить со зрителем современным языком. А в сегодняшних постановках Шекспира, например, есть некое лицемерие. Мы не можем знать, как на самом деле думал герой сто, двести или четыреста лет назад, в каких обстоятельствах действовал. А потому иному зрителю непонятно, почему, придя в театр, он смотрит именно классику. Ведь у него уже совсем другие проблемы, да и жизнь вокруг другая. Нужны новые пьесы.
* * *
Примерами таких пьес можно считать «АРТ» и «Кислород», постановки которых посмотрели тольяттинцы.
Валерий Андреев,
фото Натальи Козловской,
ИА «АРиА»
Валерий Андреев