ПОЛОЖИМ ЧЕХОВА НА ПОЛКУ. ПУСТЬ ОТДОХНЕТ. Молодые драматурги и режиссеры в Ханты-Мансийске проявили радикализм
Культура (7-12-2002)

Во время III Театрального фестиваля «Чайка» в Ханты-Мансийске прошел семинар молодых режиссеров и драматургов. Впечатление сильное. Никакого значения в данном случае не имеет результат труда этого поколения (многие совсем ничего не успели сделать ни хорошего, ни плохого), разговор в данном случае о декларациях и состоянии умов.

Молодежь, хотя применительно к данному поколению понятие это весьма условное (взять, например, Михаила Жарова, которому за сорок, но он во главе процесса), выдвинула лозунг: «Убить Бен Ладена в себе». Театр как жрачка, удовольствие, как явление буржуазного порядка, театр, а потом ресторан — именно такова последовательность посещения для части зрителей — вот чему следует дать бой. Театр превратился в сферу обслуживания, и это в то время, как молодым не хватает правды на сцене. Они уверены, что именно волна современной драматургии привела к рождению новой режиссуры в лице Ольги Субботиной, Кирилла Серебренникова, далее список не такой уж и впечатляющий. Михаил Уваров сделал в Ханты-Мансийске следующее заявление: «Я - экстремист. Я дохну в театре, который мы имеем. „Три сестры“ сегодня ставить безнравственно. Чехова следует отложить, дать ему отстояться. Классические тексты мне сегодня неинтересны, интересна фактура, а не авторское или режиссерское эго. Необходимо перейти к театру высказывания. И Някрошюс неинтересен. Хочется смотреть спектакли о сегодняшней жизни»

Молодые режиссеры и драматурги пропагандировали методику «вербатим» Им интересно брать интервью у разных людей, к примеру у торговцев в электричке или у бомжей. В городе Курске они вели беседы о подлодке «Курск» с местным населением после случившейся трагедии. Совсем хорошо, если тот, кто берет такие интервью, сумеет сымитировать речь собеседника, его манеру говорить. В «Театре. doc» к примеру, одновременно четыре режиссера работают над одним проектом. Названия рождаются диковинные — что-то вроде «Войны молдаван за картонную коробку»

Драматург Максим Курочкин обронил фразу:"Все мы - плод искусственных усилий, значит, требуется кесарево сечение для того, чтобы режиссеры посредством оного рождались. Доколе можно устраивать чемпионат мира по «Гамлету».

Молодые драматурги мечтают о том, чтобы их ставили неярко, а то и вовсе не ставили. Не едут на премьеры в другие города, потому как заранее стыдно за интерпретации. 

Миндаугас Карбаускис, которого именуют ныне не иначе как восходящей звездой молодой режиссуры, говорил о том, что к новой драме относится плохо по причине ее конъюнктурности: «Она все прощает. Под нее деньги дают только потому, что новая. Я же ставлю спектакль не ради новшества как такового. Я консерватор»

Константин Райкин, принимавший участие в работе семинара молодых, говорил о том, что у новой режиссуры есть новая степень свободы, которой в зрелом поколении уже нет; «оторванные мозги» в их головах нет советской власти. А новые явления в театре в большей степени связаны с проявлениями режиссуры, нежели драматургии. Ведь великой драматургии в истории театра — море, вопрос лишь в том, как ее поставить. Пьесу следует выбирать не по году выпуска, а исходя из того, нравится она тебе или нет. В сравнении с Сигаревым выигрывает Мольер, в котором много поводов высказаться о современности. В театре необходимо прежде всего сильное эмоциональное подключение. 

Собственно, таковое и было получено от генерации молодых. Когда они вместе — впечатление сильное. Порознь и на сцене, а не в декларациях — с эмоцией и подключением дело обстоит куда хуже.

Фото Ларисы КАМЫШЕВОЙ

Фото:

 — Режиссер О. Субботина и драматург М. Курочкин

Автор - Светлана Хохрякова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru