НЕОФИТ ИЗ ПЛАСТИЛИНА [Интервью с Василием Сигаревым]
Василий Сигарев: «Шекспира тоже не люблю»
Московский комсомолец (3-12-2002)
На днях в истории российского театра произошло событие, оценить по достоинству которое возможно только со временем. В Лондоне прошла церемония вручения Evening Standard Theatre Award. Впервые в числе ее номинантов оказался российский театральный деятель. 45 тысяч евро получил драматург. И кто! Молодой, малоизвестный, да еще к тому же из глубокой провинции. Его имя Василий Сигарев. Редкое сочетание скромника и наглеца. Неофита и профессионала. Из досье «МК». Василий Сигарев родился на Урале. Автор 15 пьес. Учится в семинаре своего земляка Николая Коляды. В Москве поставлено два спектакля по его пьесам «Пластилин» (Центр современной драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина) и «Черное молоко» (Театр им. Гоголя и «У Никитских ворот»). «Пластилин» также поставлен в лондонском театре.
Василий, о вас очень мало известно.
Родился я в городе Верхняя Салда Свердловской области. Учился там в школе, потом в пединституте в Нижнем Тагиле факультет химии и биологии. А потом бросил и пошел учиться к Коляде в театральный институт на курс драматургии. Сейчас на пятом курсе. Живу в Екатеринбурге. Из рабоче-крестьянской семьи. Отец работал на заводе, мать в колхозе.
В какой момент вы решили оставить точные науки и ушли в театр? Что произошло?
Я всегда мечтал быть писателем. Но Литературный институт далеко, в Москве, поэтому поехал в Нижний Тагил пединститут был ближайшим. В школе по биологии и химии у меня были хорошие оценки. Ушел с третьего курса, увидев однажды объявление, что набирают курс драматургии.
Значит, попали в театр по объявлению?
Да. Сдал экзамен к Коляде, прошел творческий конкурс. А до этого я пьес не писал и в театре ни разу не был. Писал в стол рассказы. Стихами баловался, как все, на любительском уровне. У Коляды было одно условие писать пьесы. Мне это очень понравилось.
Помните первую пьесу?
«Замочная скважина» называлась. Потом была «Метель» по Пушкину, ее поставили сразу.
Сюжет-то оставили: случилась метель, Владимир замерз?..
Сюжет тот же самый, но диалогов совсем не было. Но это получилась классическая пьеса, не против Пушкина. Ее поставили в Камерном театре, можно сказать, я в первый раз попал в театр.
Как же удалось сохраниться в таком девственном виде?
Просто в нашем городе не было ни одного театра. Кое-какие спектакли видел по телевизору, и этот упадочный жанр у меня, как и у многих людей, отбивает охоту пойти в театр. Не могу сказать, что от «Метели» я был в восторге, но ощущение театра почувствовал. Мне там понравилось.
«Пластилин», за который вам дали лондонскую премию, какая это по счету пьеса? И насколько реальна ее история?
«Пластилин» одна из последних. История собрана из маленьких кусочков разных историй. Цепочка событий, которые происходили с разными людьми что-то со мной, а что-то с моим родным братом, друзьями.
И действительно в вашей жизни были похороны подростка, который покончил с собой, как начинается спектакль?
Да. Хоронили парня из параллельного класса он повесился. Много различных версий было, но
Отчего вешаются? Скорее всего от безысходности. Биографию ему я не придумал, собрал из разных биографий. Это и мое детство.
Такое беспросветно-тяжелое?
А что там тяжелого? Да было еще и похуже. Ведь детство сохраняется в памяти с разными вещами ужасными, плохими, хорошими. А все равно хорошо.
Самая неожиданно смешная история с членом из пластилина в туалете для мальчиков плод фантазии или
Наша учительница до сих пор на меня в обиде, что я написал эту пьесу. Пластилиновый член был. Я слепил его, когда учился в пединституте: брат младший все время жаловался, что учительница заходит в туалет. Ну я дал этот член брату, он его и достал из штанов перед училкой. Его выгнали из школы. Я во многом виноват, тем более что его судьба потом не совсем хорошо сложилась он стал наркоманом, сейчас сидит в тюрьме. Ему большой срок дали. Не знаю, может быть, смерть для меня была бы лучше. Кстати, название «Пластилин» придумал Коляда, а у меня было «Падение невинности».
Вам не показалось страшным сценическое воплощение ваших детских впечатлений не люди, а уроды вокруг светлой детской души, насильники-чеченцы?
Нет, тогда не было страшно.Сейчас иногда бывает. Не знаю, желал бы я такой жизни своему сыну, но про себя скажу я бы хотел вернуться в детство и снова прожить эту жизнь. А все рафинированное это неинтересно. Нет шаблона нормальному: все люди, даже самые законченные подонки, имеют шанс.
А как вам показалась лондонская версия вашего «Пластилина»? Англичане что-нибудь понимают про это?
По сравнению с нашим небо и земля. Они ставят как про себя но без лаптей и балалаек. Здесь ничего этого нет, но больше физиологии, натурализма. Из зала вынесли кресла, и зрители стояли весь спектакль. Актеры перемещались в пространстве, иногда не переживая ничего, сцены были решены бытово. Хотя подошли к работе основательно они изучали историю России чуть ли не с 17-го года, листали учебники и даже смотрели фильм «Калигула», который смотрят в «Пластилине» герои.
Уходили со спектакля?
Да нет. Там двери закрыли, так что не уйдешь. А вообще рыдали, плакали. Особенно в сцене, когда подросток выходит на крышу.
В Москве хорошо пошла по театрам пьеса «Черное молоко». Парочка московских торгашей поразительно узнаваема отморозки не вызывают симпатий. Это наезд на столицу?
Да нет, я не наезжал на Москву, просто написал «Москва», а мог бы - «Екатеринбург». И нигде не записывал, как говорят московские люди, это было бы неорганично.
Что вы отвечаете, когда вам говорят, как и вашему учителю Коляде, что вы пишете «чернуху»?- А кому-то же надо писать. Как-то москвичи сказали: «Вы - школа чернушников». «А вы - школа развлекушников». Ведь театр это не только развлечение. Чернуха значит правда.
Понятно, что из современных драматургов вы чтите Коляду. А из классиков?
Чехова. Одна пьеса «Дядя Ваня». А остальные похожи друг на друга: одна и та же проблема. «Дядя Ваня» самая живая.
Вот чеховеды-то вам этого не забудут.
Я классику вообще как-то
Не могу услышать живого человека. Шекспира тоже не люблю.
А Шекспир-то вам чем не угодил? Вы его читали?
Читал. «Ромео и Джульетту», «Гамлета». Если не нравится, как можно прочитать все? Это не мои страсти.
А страсти Сигарева это что?
У меня более мелкие, маленькие желания. Не глобальные. Быть счастливым.
Василий, у вас есть амбиции переехать в столицу?
Я подумывал как-то над этим. Но пока, наверное, нет. Писать можно хоть где.
Марина Райкина