НЕОФИТ ИЗ ПЛАСТИЛИНА [Интервью с Василием Сигаревым]
Василий Сигарев: «Шекспира тоже не люблю»
Московский комсомолец (3-12-2002)
На днях в истории российского театра произошло событие, оценить по достоинству которое возможно только со временем. В Лондоне прошла церемония вручения Evening Standard Theatre Award. Впервые в числе ее номинантов оказался российский театральный деятель.  45 тысяч евро получил драматург. И кто! Молодой, малоизвестный, да еще к тому же из глубокой провинции. Его имя  Василий Сигарев. Редкое сочетание скромника и наглеца. Неофита и профессионала. Из досье «МК». Василий Сигарев родился на Урале. Автор  15 пьес. Учится в семинаре своего земляка Николая Коляды. В Москве поставлено два спектакля по его пьесам  «Пластилин» (Центр современной драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина) и «Черное молоко» (Театр им. Гоголя и «У Никитских ворот»). «Пластилин» также поставлен в лондонском театре.
  Василий, о вас очень мало известно.
  Родился я в городе Верхняя Салда Свердловской области. Учился там в школе, потом в пединституте в Нижнем Тагиле  факультет химии и биологии. А потом бросил и пошел учиться к Коляде в театральный институт на курс драматургии. Сейчас на пятом курсе. Живу в Екатеринбурге. Из рабоче-крестьянской семьи. Отец работал на заводе, мать  в колхозе.
  В какой момент вы решили оставить точные науки и ушли в театр? Что произошло?
  Я всегда мечтал быть писателем. Но Литературный институт далеко, в Москве, поэтому поехал в Нижний Тагил  пединститут был ближайшим. В школе по биологии и химии у меня были хорошие оценки. Ушел с третьего курса, увидев однажды объявление, что набирают курс драматургии. 
  Значит, попали в театр по объявлению?
  Да. Сдал экзамен к Коляде, прошел творческий конкурс. А до этого я пьес не писал и в театре ни разу не был. Писал в стол  рассказы. Стихами баловался, как все, на любительском уровне. У Коляды было одно условие  писать пьесы. Мне это очень понравилось.
  Помните первую пьесу?
  «Замочная скважина» называлась. Потом была «Метель» по Пушкину, ее поставили сразу.
  Сюжет-то оставили: случилась метель, Владимир замерз?..
  Сюжет тот же самый, но диалогов совсем не было. Но это получилась классическая пьеса, не против Пушкина. Ее поставили в Камерном театре, можно сказать, я в первый раз попал в театр.
  Как же удалось сохраниться в таком девственном виде?
  Просто в нашем городе не было ни одного театра. Кое-какие спектакли видел по телевизору, и этот упадочный жанр у меня, как и у многих людей, отбивает охоту пойти в театр. Не могу сказать, что от «Метели» я был в восторге, но ощущение театра почувствовал. Мне там понравилось.
  «Пластилин», за который вам дали лондонскую премию, какая это по счету пьеса? И насколько реальна ее история?
  «Пластилин»  одна из последних. История собрана из маленьких кусочков разных историй. Цепочка событий, которые происходили с разными людьми  что-то со мной, а что-то с моим родным братом, друзьями.
  И действительно в вашей жизни были похороны подростка, который покончил с собой,  как начинается спектакль?
  Да. Хоронили парня из параллельного класса  он повесился. Много различных версий было, но
 Отчего вешаются? Скорее всего от безысходности. Биографию ему я не придумал, собрал из разных биографий. Это и мое детство.
  Такое беспросветно-тяжелое?
  А что там тяжелого? Да было еще и похуже. Ведь детство сохраняется в памяти с разными вещами  ужасными, плохими, хорошими. А все равно хорошо.
  Самая неожиданно смешная история с членом из пластилина в туалете для мальчиков  плод фантазии или
  Наша учительница до сих пор на меня в обиде, что я написал эту пьесу. Пластилиновый член был. Я слепил его, когда учился в пединституте: брат младший все время жаловался, что учительница заходит в туалет. Ну я дал этот член брату, он его и достал из штанов перед училкой. Его выгнали из школы. Я во многом виноват, тем более что его судьба потом не совсем хорошо сложилась  он стал наркоманом, сейчас сидит в тюрьме. Ему большой срок дали. Не знаю, может быть, смерть для меня была бы лучше. Кстати, название «Пластилин» придумал Коляда, а у меня было «Падение невинности».
  Вам не показалось страшным сценическое воплощение ваших детских впечатлений  не люди, а уроды вокруг светлой детской души, насильники-чеченцы?
  Нет, тогда не было страшно.Сейчас иногда бывает. Не знаю, желал бы я такой жизни своему сыну, но про себя скажу  я бы хотел вернуться в детство и снова прожить эту жизнь. А все рафинированное  это неинтересно. Нет шаблона нормальному: все люди, даже самые законченные подонки, имеют шанс.
  А как вам показалась лондонская версия вашего «Пластилина»? Англичане что-нибудь понимают про это?
  По сравнению с нашим  небо и земля. Они ставят как про себя  но без лаптей и балалаек. Здесь ничего этого нет, но больше физиологии, натурализма. Из зала вынесли кресла, и зрители стояли весь спектакль. Актеры перемещались в пространстве, иногда не переживая ничего, сцены были решены бытово. Хотя подошли к работе основательно  они изучали историю России чуть ли не с 17-го года, листали учебники и даже смотрели фильм «Калигула», который смотрят в «Пластилине» герои.
  Уходили со спектакля?
  Да нет. Там двери закрыли, так что не уйдешь. А вообще рыдали, плакали. Особенно в сцене, когда подросток выходит на крышу.
  В Москве хорошо пошла по театрам пьеса «Черное молоко». Парочка московских торгашей поразительно узнаваема  отморозки не вызывают симпатий. Это наезд на столицу?
  Да нет, я не наезжал на Москву, просто написал «Москва», а мог бы - «Екатеринбург». И нигде не записывал, как говорят московские люди,  это было бы неорганично.
  Что вы отвечаете, когда вам говорят, как и вашему учителю Коляде,  что вы пишете «чернуху»?- А кому-то же надо писать. Как-то москвичи сказали: «Вы - школа чернушников».  «А вы - школа развлекушников». Ведь театр  это не только развлечение. Чернуха  значит правда.
  Понятно, что из современных драматургов вы чтите Коляду. А из классиков?
  Чехова. Одна пьеса  «Дядя Ваня». А остальные похожи друг на друга: одна и та же проблема. «Дядя Ваня»  самая живая.
  Вот чеховеды-то вам этого не забудут.
  Я классику вообще как-то
 Не могу услышать живого человека. Шекспира тоже не люблю.
  А Шекспир-то вам чем не угодил? Вы его читали?
  Читал. «Ромео и Джульетту», «Гамлета». Если не нравится, как можно прочитать все? Это не мои страсти.
  А страсти Сигарева  это что?
  У меня более мелкие, маленькие желания. Не глобальные. Быть счастливым.
  Василий, у вас есть амбиции переехать в столицу?
  Я подумывал как-то над этим. Но пока, наверное, нет. Писать можно хоть где.
 
Марина Райкина