НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРИНЕЦ
Новая газета (13-01-2003)
Биляна Срблянович «Мамипапасынсобака». Театр «Современник». Режиссер Нина Чусова. Сын Чулпан Хаматова, Мама Ольга Дроздова У Мальчишки исполинские пластиковые уши, как у Масяни. Синюшный, жалкий, костистый затылок Мальчишки мелькает под бейсболкой. Тщедушен, агрессивен, как «совок» кормилец и добытчик в очереди за порошком «Лотос», папа Воин (Галина Петрова), тонущий в штанах коверного, в грозных подтяжках, в пестрой ковбойке и огромном галстуке, в жалкой лыжной шапочке «петушком».
Их Мама, как это и бывает в таких случаях, следит за собой тщательнее. На ней кукольно-кокетливое розовое платье, взбитые рыжие хвостики заколоты семью пластмассовыми эгретками, купленными на лотке у метро. Из-под пышной мини-юбочки, достойной детсадовского праздника с караоке «Стрелок» и Алены Свиридовой, торчат желтые клоунские панталоны.
Мама похожа на рыжую тайваньскую Синди с глазами живой девочки. Мама самая уязвимая. И ее уязвляют, как умеют. В этом есть скрытый комплекс, старательно-глумливый кураж вырождения: Мама затронута распадом чуть меньше, чем Воин и Сын.
В интерьере малогабаритной квартиры царят песочница с игрушками, железная дворовая горка, с которой лихо скатывается вся семья, и телевизор Hi-Fi, занимающий полсцены. Кажется из этого телевизора все они и вышли.
Три нелепые фигурки, три умницы-актрисы «Современника» Чулпан Хаматова, Ольга Дроздова и Галина Петрова очень точны пластически в этом мельтешении.
Здесь сознание определяет бытие, и телевизор пророк его. А таблоиды и рекламные ролики слуги и глашатаи. Одуряющая пестрота тряпичных радов станционного рынка, журнала «Семь дней», виртуального балагана телешоу первый знак нищеты «маленьких людей», героев спектакля. Верка Сердючка и Регина Дубовицкая. Басков и Киркоров, Cosmo и «Желтая газета» (или их сербские аналоги) культурные герои, образцы манер, скрижали для несчастных героев пьесы Срблянович и спектакля Чусовой. Нет ответа лишь на один вопрос: вкусы Мамы, Папы, Сына вызвали к жизни и утвердили в прайм-тайме все вышеупомянутое? Или, напротив, эта фарсовая семья из «спального района» с детским усердием и доверчивостью впитала все вкусы, мечты и ухватки, которым их обучали, облучали в прайм-тайм с самого детства?
И нытье Мальчишки: «Если вы мне не купите кроссовки, я вас подожгу» здесь почти реально.
Все это яростно, с драйвом и раскованностью пародии сыграно тремя актрисами. Сыграна и подпочва пьесы: безмерная детскость всех троих владельцев железной дворовой горки и волшебной шарманки телевизора Hi-Fi.
Пьеса молодой сербской писательницы Биляны Срблянович той же беспощадно-разоблачительной, соленой и черной школы, что захлестнула за два-три сезона продвинутые сцены Москвы. Того же ряда, что «Откровенные полароидные снимки» Сары Равенхилл, пьесы Мариуса фон Майенбурга ( «Огнеликий» и «Паразиты» на сцене ЦиМа), да и Василия Сигарева (не столько «Пластилин», сколько «Черное молоко»), и (отчасти) «Терроризм» братьев Пресняковых. Но Срблянович явно идет дальше: надуманные драмы оборачиваются лихим фарсом. А истинные трагедии, порожденные мнимыми, ведут к покаянию.
Как, впрочем, и в сигаревском «Черном молоке». В тексте пьесы
«Чернуха» Срблянович с кроссовками и угрозой поджога, с малогабаритной бездуховностью, с нищетой, щедро, как задник телестудии, расписанной кислотными красками, очень смешна. И, пожалуй, пародирует не только телешоу, но и интеллектуальную драму «Огнеликий», где брат и сестра, подростки из мелкобуржуазной немецкой семьи, протестуют против бескрылой жизни родителей: сперва инцестом, а там и пироманией с летальным исходом.
В семейке героев Срблянович появляется Собака Надежда (Полина Рашкова). Собака в круглых дешевых очках и ситцевом платьице, в дырявых вязаных гетрах, в зябком образе уличной и вокзальной нищеты.
Собака ли она? Девочка ли бродяжка? В мире тратифарса нет этого вопроса (как в реальности, например, нет вопроса: откуда берутся на вокзалах девочки-бродяжки?). Собака всегда крайняя, над ней с оттяжкой издеваются все. Но теплый бок и преданный скулеж Собаки рождают смутные, вроде бы как невостребованные и давно умершие здесь чувства
И когда Сын вдруг решает уехать в какую-то мифическую (как и все у них там) Канадогерманию, когда он с мешком на спине мучительно ползет вверх по той скользкой горке, с которой так весело скатывались вниз, к себе домой. Мама и Папа Воин, когда пантомимическая сцена передает труд, терпение и тяжкий груз взросления, когда Сын уже почти наверху отчаянный вой Собаки:
Вернись! Они умрут без тебя!
действительно заставляет его вернуться домой. Вниз. По той же горке.
А Собака воет и плачет, и знает, о чем говорит: у нее тоже были Мама, Папа и телевизор, тычки и попреки, и замороженная пицца, но не было чего-то там
скажем, юбочки с блестками и Собака подожгла, подожгла
В мире не условном, а человеческом такой Собакой стал бы Огнеликий. Срблянович и ее московская сверстница режиссер Нина Чусова испытывают «черную драму» едкими реактивами реальности. Получают взрывную реакцию.
И когда все четверо нелепых мультяшных героев, вечных детей, вечных сирот, рабов пестрого виртуального мусора плачут, зовут отца и мать, просят прошения у темных высот театрального потолка перестаешь жалеть, что Мальчишка вернулся из Канадогермании в свою дурную, балаганную юдоль.
Вдруг вспоминаешь: есть и иные пути стать взрослым. Помимо ухода.
Видимо, что-то сходное чувствует и весь премьерный зал. Две вечные его партии «контрамарочники» и «билетники», редко совпадающие в оценках спектакля, на этот раз единодушны. Шесть молодых женщин драматург, режиссер, четыре актрисы вывернули едкий «черный фарс» наизнанку. И объединили зал мыслью о самом простом: у всех есть или были родители.
Фото:
Песочница: «черный фарс» наизнанку
Елена Дьякова