ПИСАТЕЛИ ПОДСТАВИЛИ АКТЕРОВ [«Татарин маленький» Алексея Пояркова и «Пленные духи» Владимира и Олега Пресняковых. Критик возмущен]
Современная драматургия в московских театрах
Коммерсантъ (15-01-2003)

Два интересно развивающихся в последние годы московских театра, Центр драматургии и режиссуры и Театр имени Пушкина, почти одновременно выпустили по неудачному спектаклю — «Пленные духи» и «Татарин маленький» соответственно. Обозреватель «Ъ» РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ уверен, что главные ошибки театрами были сделаны еще до того, как начались репетиции. 

Существует множество причин, по которым театральный спектакль оказывается плохим. Как и в любом творческом деле, здесь подлинная удача — скорее исключение, чем правило. Но премьеры Пушкинского театра и Центра драматургии и режиссуры объединяет один и тот же роковой момент. Это тот миг, когда лицо, ответственное за репертуар, переворачивает последнюю страницу предложенной к постановке пьесы и заключает: будем ставить! Все остальное случается уже потом. Режиссер начинает мучиться с текстом и всячески изворачиваться, чтобы просчеты драматургов компенсировать какими-то придумками. Актеры — выворачиваться наизнанку, чтобы оживить картонных персонажей. А зрители — недоумевать: что сей сон означает?

Театр имени Пушкина зачем-то выбрал пьесу современного автора Алексея Пояркова «Татарин маленький». Речь в ней идет о неком придурковатом русском помещике Коляе Коляиче, к которому нагрянула парочка аферистов. Зная о том, что хозяин усадьбы слегка не в себе и ничего не помнит, они обводят его вокруг пальца, отсылают из имения куда подальше и прибирают хозяйство к рукам. Через два года вместо странноватого человечка в некогда разваленную усадьбу возвращается прожженный циник вполне в здравой памяти. За это время захватчики успели привести хозяйство в порядок и насадить урюковый сад. Это один из приветов Чехову, которые драматург то и дело пытается передать в тексте своего сочинения. Мало того что прием несвеж (кто только не хватался за бедного классика в надежде приподнять слабое сочинение хотя бы до постмодернистских высот!), так он еще и неуместен.

На полноценный спектакль пьеса-анекдот вообще не тянет: ну не хватает у нее содержания, как мяса для настоящего борща. И вот режиссер Владимир Петров (может быть, от запоздалого отчаяния) решает превратить ее в музыкальный водевиль. И вот поэту-иронисту Игорю Иртеньеву заказываются тексты. В результате их усилий персонажи, отвлекаясь от небогатого на события сюжета, то и дело запевают нехорошими голосами вставные куплеты. Зрителю намекают, что не все так просто в этой истории: ведь в конце Коляй Коляич остается в усадьбе один как перст и поет очень грустную песню. Но понимать тут особенно нечего: просто у театра вышло недоразумение — ни богу свечка, ни черту кочерга.

Центру драматургии и режиссуры экспериментировать с современными текстами на роду написано. Но «Пленные духи» братьев Пресняковых гораздо слабее, чем их же «Терроризм» или «Европа-Азия». Глазами текст прочитать не довелось, но на слух кажется, что талантливые екатеринбургские братья-драматурги просто решили отдать дань своему филологическому образованию и написать что-нибудь «стебное» про Серебряный век. В «Пленных духах» действуют Андрей Белый (его, как известно, назвала пленным духом в своих воспоминаниях Цветаева), Александр Блок с матерью, Дмитрий Менделеев с дочерью да слуги. Пасую в попытке определить предмет совместного художественного высказывания драматургов и режиссера Владимира Агеева. Запомнил только, что Блок у них получился молодым человеком с задержанным развитием, а Белый — параноиком. Великий химик глуповат, а дочь его, словно мертвую царевну, содержат в стеклянной витрине. Кажется, все идет к тому, что в ней Блок находит Прекрасную Даму. Или теряет — точно уже не помню.

Актеры играют так, будто они сильно недоумевают по поводу предложенного текста. но должны как-то при этом развлекать зал. Длится спектакль больше двух часов без антракта, имеет как минимум пять финалов, после каждого из них вымученное и беспредметное дуракаваляние почему-то продолжается вновь. Создается впечатление, что люди на сцене просто не знают, что случится в следующую минуту и когда надо закругляться. Уверен, что в приватной беседе режиссер сможет рассказать о глубинах, которые он скрыл за этим действом, но из зала «Пленные духи» выглядят сущей бессмыслицей. В общем, опять же ни свечка ни кочерга.

Самое обидное, что в обоих спектаклях задействованы отличные актеры. Владимир Николенко даже в роли Коляя Коляича так органичен и интересен, что мысленно начинаешь выстраивать под него целый репертуар из хороших пьес: и то мог бы сыграть интересно, и это… В свою очередь Анатолий Белый, Артем Смола и Ольга Лапшина в «Пленных духах» оправдывают свой неудачный спектакль как могут. Жаль, что их силы растрачены впустую. Но в театрах актеры не всевластны. И если на режиссеров или руководителей театров в момент чтения пьес находит омрачение, то жертвы его во время спектакля располагаются по обе стороны от рампы.

Фото:

 — В плен к драматургам Пресняковым попали Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Менделеев с дочерью. Актеры не смогли помочь им оттуда выбраться

Роман Должанский


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru