ЧЕРНЫМ ПО АНДРЕЮ БЕЛОМУ [«Пленные духи» Владимира и Олега Пресняковых в Центре драматургии и режиссуры]
Новая газета (10-02-2003)
Известность в пределах Садового кольца екатеринбургские драматурги братья Пресняковы приобрели минувшей осенью после мхатовской премьеры «Терроризма», невольно ставшей громким общественным высказыванием. Театр давно не был так созвучен текущей жизни, и по подобному поводу не дай Бог ему быть созвучным впредь
В новом спектакле по пьесе Пресняковых слово «духи» в названии не имеет отношения к войне в заголовок вынесена строка из парижского эссе Марины Цветаевой, которое так и называется «Пленный дух». Интерес к Серебряному веку драматургов, успевших в театральной среде прослыть самыми черными из черных, только на первый взгляд случаен перед тем, как увлечься современностью, Олег Пресняков защитил диссертацию по роману Андрея Белого «Петербург». Для более тонкого и адекватного проникновения в сложные взаимоотношения поэтов Серебряного века зрителю нужно перечитать, например, «Некрополь» Ходасевича, потому что в театре ему предложат веселый постмодернистский анекдот на тему. Местами смешной, местами пересыпанный цитатами и ссылками, а кое-где затянутый и нудный вы слышали где-нибудь анекдот продолжительностью два часа без антракта?
Но сначала будет действительно весело и интригующе, как в любом анекдоте. К Блоку в Шахматово прискачет, раздувая ноздри и вскидывая ноги, Андрей Белый в костюме красного домино (Анатолий Белый). Он напугает маму Блока (Ольга Лапшина) двойным именем Андрей и Борис, лошадиным галопом Белый все время говорит о кентаврах и, учитывая возможности символистского описания в этой заметке, сам им является, будучи личностью как минимум раздвоенной. Но хуже всего его требование немедленно предъявить Прекрасную Даму Александра Блока таково желание Валерия Брюсова.
Мамины желания, что Прекрасная Дама именно она, и ее же опасения, что это дворовый мужик Сенька, которого Блок наряжает по ночам в белое платье и заставляет прогуливаться по саду для пущего вдохновения (Григорий Данцигер), не оправдываются. На ответственную роль Вечной Женственности назначают соседскую девушку Любовь Дмитриевну Менделееву (Анна Невская), которая живет, как Мертвая Царевна, в стеклянном гробу и выходит оттуда, только чтобы подмести пол, расчерченный на квадраты отцовской таблицы элементов, и помыть колбы. Белый не верит Блок и Любовь Менделеева ведут себя как люди, которые видят друг друга в первый раз.
Заканчивается все славно: маму, деликатно ушедшую посмотреть на воду, пока молодые разбираются, вынимают из озера продрогшую, но счастливую; Белый получает необходимые ему доказательства, дворовому мужику Сеньке выпадает возможность сказать все, что у него накипело по поводу белого платья, тут вроде и сказке конец.
Но тут начинается череда ложных финалов. Ученик Анатолия Васильева Владимир Агеев всегда ставил спектакли сложные, «головные», полные цитат и невысказанных рефлексий, от анекдотов далекие. Эта привычка в этот раз ему помешала. Самый смешной из финалов умирающие и воскресающие кентавры, в которых Белый заставил-таки играть всю компанию.
Выстроившись в линию, видавшие разные виды и всякие современные пьесы актеры Центра драматургии и режиссуры натягивают впереди себя поводья, взвизгивают кто тоненько, кто басом, мотают головой и с глухим стуком одновременно падают на пол. Карма, замутнившаяся было от взятого на душу греха слишком вольной интерпретации жизни замечательных людей, в этот момент как будто нормализуется. Но звучит новый призыв главного кентавра, Бугаева Белого, и снова пора вставать и отыгрывать следующую мизансцену. Уже неловко, но этим ребятам все нипочем, сыграют даже телефонный справочник, не то что полную шероховатостей, удачных острот и откровенной глупости пьесу модных драматургов.
Тем более что спустя несколько лет мы, возможно, будем вспоминать об открытой и по-настоящему экспериментальной площадке Центра драматургии как о редком театральном счастье.
Мэр Москвы подписал распоряжение о проектировании международного экспериментального театрального комплекса на Таганке и создании там многофункционального ансамбля.
За три месяца Союз архитекторов России должен будет разработать и утвердить архитектурную концепцию и бизнес-план комплекса и всего театрального ансамбля, включая реконструкцию музея Высоцкого, в котором Центр драматургии снимает помещение (Нижнетаганский тупик, 3). Строительство вещь непредсказуемая, никто не знает заранее, сколько оно продлится, а актеры субстанция летучая, изменчивая, хрупкая. А у Центра драматургии сейчас определенно взлет, что бы там ни ставили.
Екатерина Васенина