КОНЕЦ ИГРЫ [«Мамапапасынсобака» Биляны Срблянович в театре «Современник»]
Эксперт (10-02-2003)

Спектакль Нины Чусовой «Мамапапасынсобака» по пьесе сербского драматурга Биляны Срблянович не назовешь типичным для «Современника». Да разве только для «Современника»? Молодая выпускница режиссерского курса Леонида Хейфеца, едва закончив ГИТИС, ворвалась в размеренную жизнь московского театра всего год назад, но с тех пор успела натворить много важного и интересного. В своих спектаклях («Герой» и «Шинель» в РАМТе, «Гедда Габлер» в «Сатириконе») она играючи перечеркивает привычный темп московских театральных партитур («медленно и печально») и нахально устанавливает свои правила игры: «легко и отвязно».

Энергетика в ее спектаклях и впрямь бешеная. Вот с детской горки один за другим, не жалея штанов, стремительно съезжают три клоуна. Сверившись с программкой, можно определить, что где-то здесь на сцене должны быть Галина Петрова («папа»), Ольга Дроздова («мама») и Чулпан Хаматова («сын»), но распознать известных современниковских актрис в этих нелепых и смешных чучелах поначалу непросто. Барбиобразная «мама» в розовом кокетливом платьице, в огромных остроносых туфельках и в невообразимом макияже косит под Мэрилин Монро. «Папе» явно велики штаны, но он, ничуть не смущаясь, развернув вверх ногами газету, любит, агрессивно размахивая руками, поговорить о хоккее и политике. А Хаматова? Где Хаматова? Мои соседи справа так и покинули театр в полной уверенности, что Хаматова заболела и вместо нее срочно взяли на роль какого-то мальчика. Кто же поверит, что этот гундосый, картавый пацан в бейсболке задом наперед и с игрушечными чебурашкиными ушами и есть знаменитая Чулпан? Преображение полное: Хаматова, возможно, сыграла в этом спектакле лучшую свою театральную роль.

Чусова не заставляет современниковских актрис изображать травести. Она выстраивает иной мир, где клоунессы играют детей, а дети, копошась в песочнице, играют во взрослую жизнь. Киллеры, террористы и радикалы — вот герои их детских игр. В левом углу сцены — кислотное граффити, в правом — огромный, в полсцены, hi-fi-монитор, на котором по компьютерным лабиринтам скачут цифровые фигурки. В беспощадном детском мире выживает тот, кто сильнее, а тому, кто слабее, придется исполнять роль «собаки» (Полина Рашкина). «Жизнь сурова!» — с упоением кричат они и делают рифмованный вывод: «Клево, клево, клево!»

В свою очередь, спектакль Нины Чусовой, как ни странно это прозвучит, легко рифмуется с одним из фаворитов прошлого сезона — спектаклем Михаила Угарова «Облом off». И Угаров, и Чусова рассматривают в своих постановках тот неизбежный миг, когда детская игра заканчивается. Называется он просто и страшно — смерть. Илья Ильич Обломов пытался защититься от смерти, складывая над головой руки и приговаривая: «Я в домике!» Дети-клоуны из спектакля Чусовой кричат в голос: «Я больше никогда не буду себя плохо вести, мамочка, только не умирай!» Но, кричи не кричи, а спектакль рано или поздно закончится, фигурки на мониторе замрут, и вместо них неизбежно появится надпись: “Game over”.


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru