ДВА ГЛОТКА «КИСЛОРОДА» [«Кислород» Ивана Вырыпаева: к показам в Новосибирске]
Новая Сибирь (14-02-2003)
САМЫЙ модный московский спектакль (еще лучше сказать «проект»), сделанный бывшим иркутским актером и режиссером Иваном Вырыпаевым в столичном TeaTpe.doc, «Кислород ». Проект потому что зрелище представляет из себя не совсем театр. Или даже совсем не театр. И закономерно, что, начавшись на сцене, «Кислород» с успехом играется в московских клубах вроде Б-2 для публики, больше привычной к музыке, чем к театру. Музыки в «Кислороде» тоже достаточно: монологи-диалоги речитативы произносятся скороговоркой под Portishhead, Стин-га и, что особенно приятно, альбом Porno jazz электронной новосибирской группы Nuclear Los'b. Для «Кислорода» не нужны декорации и даже сцена в самый раз танц-пол, а вместо задника свойрекламный плакат. Десять частей объявляются как десять музыкальных композиций, а диджей за пультом такой же актер, как и Иван Вырыпаев с актрисой Ариной Маракули-ной. В основе этих десяти композиций библейский текст, из которого на глазах возникают новые десять заповедей в стиле рэп. Текст произносится с такой пулеметной скоростью, чтоспер-вого раза усвоить все невозможно, но история, в общем, проста: некий Санек из провинциального Серпухова убил лопатой свою жену, в которой кислорода не было, потому что полюбил рыжую столичную девушку Сашу, в которой кислород был. А заповедь «Не убий» оннеслышал, потому что был в плейере
История, впрочем, попутно обрастает замечаниями и комментариями, имеющими к сюжету отношение непрямое, вроде такого пассажа о депутате, который ночью дрочит на портрет Курниковой, а днем принимает законы против порнографии.
В тексте перемешаны Библия, арабские террористы, врезающиеся в небоскребы, антиамериканизм, наркотики, секс и, как ни странно, совесть. Эффект от «Кислорода» почти психоделический, даже если смотришь его на неважного качества видео а вживую он должен «вставлять» еще сильнее.
Московские критики, в один голос отмечающие свежесть и новаторство постановки, сравнивают Ивана Вырыпаева с Евгением Гришковцом. Безусловно общее, пожалуй, то, что оба стремятся расширить границы театрального пространства, играя свои спектакли в клубах.
Иван Вырыпаев пару лет назад перевез из Иркутска свой театр и успел завоевать Москву. И не только: его пьесу «Сны» ставили в Лондоне. Провинциалы всегда удивляли столицу: в них больше энергии и драйва. В «Кислороде» драйва выше крыши. На новосибирской сцене (равно как и в клубах) ничего подобного нет. Что поделать, кислородное голодание. Поэтому, впадая в высокий штиль библейской лексики, скажу вам: идите и смотрите в театр Афанасьева 26 и 27февраля. Можно, впрочем, и так: дышите глубже, вы взволнованы.
26, 27 февраля, 18.00. Театр Сергея Афанасьева.
Сергей САМОЙЛЕНКО, «Новая Сибирь»