НИКОЛАЙ КОЛЯДА: «ТЕАТР МОЕ ПРОКЛЯТЬЕ» [Подробности о текущем конкурсе пьес «Евразия»]
Новый открытый конкурс драматургов «Евразия» подходит к финалу. Последний день для сдачи пьес настал, и скоро страна узнает имена победителей
Время МН (6-03-2003)
Проводит конкурс «Евразия» Николай Коляда. Драматург, режиссер, главный редактор журнала «Урал», художественный руководитель «Коляда-театра», в котором он ставит пьесы уральских авторов, половину расходов беря на себя. А еще организатор уникальных «театральных марафонов» двенадцатичасовых читок свежих пьес нон-стопом. А об остальном НИКОЛАЙ КОЛЯДА согласился рассказать сам.
Фамилия у вас звучная, театральная
Коляда это псевдоним?
Коляда моя настоящая фамилия. Мне даже обидно, что кто-то считает это псевдонимом. Мама у меня русская Зоя Васильевна Александрова, папа украинец Коляда Владимир Алексеевич. Они живы-здоровы, живут на целинных землях, в селе Пресногорьковка Кустанайской области это теперь заграница, Казахстан. Так что и я по паспорту украинец, хотя был на Украине один раз в жизни. А вообще-то у Гоголя в «Замечаниях пасечника» написано : «
Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками
Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать
». Я очень горжусь, что мой любимый писатель Гоголь писал о моей фамилии.
Над вашим письменным столом висит портрет Уильямса и чеховское пенсне. Последнее особенно трогательно, откуда вы его взяли?
Украл в немецком театре Deutsche Schauspiel Haus это один из самых больших театров Германии, находится он в Гамбурге. Много лет назад с Вереной Вайс я работал в этом театре и в спектакле «Остров Сахалин» играл роль Антона Павловича Чехова (я по первой профессии актер). Говорят, внешне очень походил на него в этой роли. Прощаясь с театром, прихватил на память пенсне, надеясь, что немцы не обеднеют. Пенсне настоящее. Кроме портрета Уильямса, у меня над столом висит вышитый (!!!) одной моей поклонницей портрет А. С. Пушкина, еще портрет и бюст Н. В. Гоголя, а еще фотографии моих любимых учителей по театральному училищу Вадима Михайловича Николаева и по Литинституту Вячеслава Максимовича Шугаева. А еще фотография моей церкви в селе Пресногорьковка, которую я много лет назад восстановил. То есть самое дорогое, что есть или было в моей жизни, все передо мной на стене, смотри, любуйся, пиши пьесы не хочу.
Много ли вам прислали пьес на конкурс?
Больше 70, кстати, читайте все на сайте: www. kolyada-theatre.uralinfo.ru, чтобы никто потом не сказал, что я как председатель жюри подыграл своим ученикам их у меня на сегодня 27 человек, и почти все участвуют в конкурсе. Есть люди очень талантливые, но пока не открытые театрами. Нам шлют много и комедий, и сказок будем выбирать лучшее. Почему у «Евразии» такие рамки? (одно из условий конкурса присылать пьесы на троих. Ред.) Мне кажется, что в сегодняшних театрах не хватает пьес с малым числом действующих лиц, не хватает комедий, не хватает детского репертуара (его просто нет, на мой взгляд). Вот мы и выискиваем это самое, что театру сегодняшнему крайне необходимо. Хотя Господи, что я говорю? пусть в пьесе будет сто персонажей, но только была бы она талантливая, живая, и тогда ей все простится.
Главный приз конкурса 20 тыс. рублей. Сколько дней можно жить на них в Екатеринбурге? Сколько стоит у вас поставить спектакль?
Двадцать тысяч у нас огромные деньги. Я как главный редактор журнала «Урал» в год получаю 38 тыс. рублей. Вот и считайте. Наверно, можно пропить все в один день, а можно и на годик растянуть, писать потихоньку в это время пьесы. Я так давно бесплатно ставлю спектакли в Екатеринбургском академическом театре драмы, что, честно говоря, и не знаю, сколько стоит поставить спектакль. К нам все ездят ставить ( то есть «чесать и косить») москвичи-рвачи, режиссерье ну, по пять тысяч долларов, поди, получают. Не знаю. Мне наплевать. Они решают свои финансовые проблемы, но никогда творческие. А я готов театру сам приплачивать, только чтоб мне дали в театре работать. Я очень люблю театр это мое проклятье, к сожалению. Нельзя так слишком что-то любить, наверное, потому что приходится отказываться из-за этого от всего в своей жизни. Это длинный разговор.
На что, кроме лавров, денег и обещаний, могут рассчитывать победители?
Лучшие пьесы будут поставлены.Пьеса не может существовать без театра, она должна быть поставлена, и это счастье для каждого пишущего. А потом вдруг да и правда откроем какого-нибудь талантливого человека, который по ночам в кочегарке пишет пьесы. Это же будет просто грандиозно. Талантливым людям надо помогать, их очень мало. Одни бездари кругом лезут и лезут, собаки.
Что сложнее: научить писать пьесы или найти на каждого драматурга Сигарева своего режиссера Серебренникова?
Сложнее найти Серебренникова. Режиссеры наши российские один другого дурнее, кичливее, глупее. Встречаются люди настолько нелюбопытные, нетворческие, что только диву даешься, как их занесло в эту профессию. У меня на курсе много талантливых людей, и пьес моими детьми написано замечательных тоже немало. Кому они нужны? Кто их читает? Сигареву повезло немыслимо, конечно же. Кстати, пьесы научить писать я не могу. У меня, кроме семинаров по творчеству, есть такой предмет под названием «Теория драмы». Я студентам в зачетках всегда расписываюсь за этот предмет «Зачтено» и говорю: «Не знаю я, что такое теория драмы, сами разберитесь, книжки почитайте». Ведь пьеса пишется просто: слева кто говорит, справа что говорят. И если у тебя есть душа, сердце пиши. А я тебя по рукам поглажу, скажу: «Молодец, засранец, хорошо, пиши еще» вот и все мое преподавание. Это так просто, оказывается сказать человеку вовремя доброе слово. У него вдруг крылья появляются, и он пишет, развивается, творит, трудится, живет.
Можно ли считать теперь везением тот факт, что однажды вас, актера, уволили из театра, и тогда вы поехали в Москву поступать в Литинститут?
Я, видимо, в рубашке родился, мне везет всегда. Но кроме всего прочего, я чуть-чуть быстрее соображаю, чем другие. В Литинституте один преподаватель, видя мое нахальство и нахрапистость провинциальную, как-то сказал мне недовольно: «Вы, Коляда, похожи на человека, который в час пик влезает в трамвай, мест нет, но через минуту вы находите место и причем самое удобное у окошечка». Я все стараюсь сделать быстро, сам, никому не доверяю, потому как я быстрее сделаю и лучше. За это меня в редакции «Урала» не любят сотрудники. А если прихожу на репетицию и декорация не стоит-то я быстро-быстро ее ставлю сам, быстро тут же подметаю пол, не дожидаясь уборщицы корона с головы не свалится, быстро готовлю актерам чай и кофе и - вперед, репетировать. Мне некогда, мне торопиться надо, жить осталось мало, совсем мало.
Ваш «Коляда-театр» был зарегистрирован 4 декабря 2001 года в день рождения художественного руководителя. Хороший подарок вы сделали самому себе. От других вы получали подарки, равноценные этому?
Не помню я особых подарков мне на мой день рождения. Я себе сам подарки делаю. Я один, у меня нет никого, не было и не будет, я не нужен никому. (Это слова из моей пьесы «Канотье», но это правда.) Вот, выпустил на свои деньги к 45-летию, к 4 декабря прошлого года книгу моих пьес под названием «Кармен жива» это уже четвертая моя книга. Книга эта только что получила Бажовскую литературную премию такая престижная литературная премия есть у нас на Урале. Я очень горжусь, что этой премией отмечена драматургия, которая никогда никем не считалась за литературу.
А как в 90-м году возник ваш союз с Галиной Волчек и с «Современником»? В какой стадии развития он находится сейчас?
Галина Борисовна это особая песня, особая моя любовь. Сегодня в легендарном «Современнике» идет три моих пьесы, на что я могу сказать лишь, что я - невероятно счастливый человек. Я вообще часто ловлю себя на мысли, что мы с Галиной Борисовной ко многим вещам относимся одинаково и оттого она такая мне родная и близкая. Я тоже люблю театр, как и она, а она его любит бес-ко-неч-но. И я очень боюсь Волчек как боятся учительницу дети в школе. Как-то встретились у театра, я приехал из своего Екатеринбурга, она вышла из машины, смотрит на меня и говорит: «Ну, здоров. Ты что, Коль, меня не поцелуешь?» Я полез со своими слюнями, смеясь и радуясь, что могу к ней прикоснуться к ней, замечательной, чудной.
Помню, репетировали «Селестину». Мне и моему художнику Володе Кравцеву взбрело в голову, чтобы все костюмы в спектакле должны быть связаны из ткани, крючком. Я пошел в пошивочный, набрал кусков ткани, нарвал их и, сидя в кабинете у Жени Кузнецовой, завлита театра, связал «кружок» половичок, как бабушки делают, меня мама научила такие кружки вязать. Связал, пошел к Волчек в кабинет: «Галина Борисовна, вот такие будут костюмы». Говорю ей, а сам думаю: сейчас она скажет: «Ты чего, с головой не дружишь?» Волчек сидела за столом, курила. Посмотрела половичок, потрогала, пожамкала в руках, помолчала, снова затянулась сигаретой и сказала: «На премьеру свяжешь мне такую сумку. Иди». И все.
То есть таким образом было дано благословение разодрать на куски три километра ткани на костюмы
Однажды после репетиции я выпил, вышел из театра, и так мне что-то хорошо было ужас! Театр стоит беленький, Чистые пруды, весна, я репетирую, жизнь идет, все замечательно! Вижу, идет навстречу Ольга Нурматовна помощник режиссера. Я ее (пьяный дурак!) пальцем поманил, за руку взял, подвел к стене театра и сказал: «Давай, Оля, поцелуем театр!» И мы с ней вместе (она была трезвая) поцеловали белую шершавую стену театра. Естественно, по театру сразу же полетел слух, что у Коляды началась «белая горячка». Кто-то перепугано сказал Волчек: «Галина Борисовна! Коляда с ума сошел! Театр целует!» На что Волчек (гениальная Волчек!) сказала: «Дураки. Он же поцеловал театр. Он же не плюнул на него, нет? Ну и какие могут быть разговоры?»
Когда мне потом рассказали о ее реакции, я хохотал до упаду. И сейчас сижу, смеюсь и думаю: как я люблю тебя, Волчек! Как я люблю тебя, театр «Современник», мой беленький, мой красивенький! Вот приеду в Москву, приду к театру и всю ротонду обцелую, все стены, всю сцену.П если Галина Борисовна позволит, и ее поцелую. Потому что я ее - правда, без дураков люблю. Потому что я добро помню. Если бы не она меня бы не было, не сомневаюсь. 12 лет назад она поставила «Мурлин Мурло», одну из моих первых пьес я тоща был сопляк никому неизвестный, студент Литинститута. К слову сказать, спектакль идет до сих пор и каждый раз собирает полные залы.
Один из академических исследователей творчества Коляды делил ваших персонажей на три типа: озлобленные, блаженные и артисты. С каким типом вам приходится чаще сталкиваться в жизни?
Сказал это Наум Лейдерман в книге «Драматургия Николая Коляды». Сказал красиво. А как на самом деле я не знаю. Критикам виднее. Я как-то об этом не задумывался. Это по поводу пьес. А в жизни
Придурков и подлецов на свете очень много, но мама моя всегда повторяет: «Хороших людей, сынок, на белом свете все равно больше». Я тоже так думаю.
Ирина Корнеева