|
|
В ПОРЯДКЕ СТАРШИНСТВА [Декада «Новой драмы» во МХАТе им. Чехова]
Независимая газета специально для К
Консерватор (7-03-2003)
МХАТ им. Чехова не позволяет слишком много времени уделить очередной премьере. Не успевает отшуметь одна премьера, только-только начинают расходиться «круги по воде», то есть слух об очередном свершении или же несвершении, как поспевает уже другая. В самые последние дни февраля на большой сцене сыграли многословную пьесу англичанина Майкла Фрейна «Копенгаген», где заняты сам Олег Табаков, а также Борис Плотников и Ольга Барнет. А уже в первые дни марта на Малой сцене выходит премьера итальянской комедии Альдо Николаи «Немного нежности». И снова звездный состав: Ольга Яковлева, Ирина Мирошниченко, Станислав Любшин (собственно говоря, премьера приурочена именно к его грядущему юбилею). Плюс к этому с 4 марта на Новой сцене играют спектакли «Декады новой драмы»: четыре пьесы, никогда и нигде до того не исполнявшихся, выбранные среди многих других, будут представлены как почти готовые спектакли, только без декораций. «Копенгаген» не комедия, не трагедия. Без малого три часа три героя проводят в бесконечных разговорах в посмертном выяснении отношений. Два великих физика, Нильс Бор и Вернер Гейзенберг, и жена Бора Маргрет. Пьеса вроде бы английская, а спорят и пытаются найти ответ на сакраментальный русский вопрос: «Кто виноват?» В контексте пьесы, правда, он переформулирован по-другому: зачем в сентябре 41-го года Гейзенберг, работавший на германский вермахт, приезжал в Копенгаген к своему учителю Нильсу Бору? Вопрос «Что делать?» перед участниками не имеющей финала дискуссии не стоит, думается, только по причине завершенности их земного бытия. Такие пьесы из одних разговоров, насыщенные деталями (в данном случае физики элементарных частиц, ядер урана, их расщепления), это европейские штучки. У нас, в России, «Копенгаген» смотрится диковинкой, особенно потому, что за последние годы наши государственные «монстры» и антрепризы успели приучить зрителя к тому, что театр место непритязательных развлечений. «Копенгаген» пьеса с претензиями. Причем претендует она не только на какую-то особенную интеллектуальность она повествует о нравственном выборе, об ответственности ученого за свои «легкомысленные» открытия. Разговоры героев нуждаются во внимании и вникании. Актеры стараются. Олегу Табакову, которому досталась роль Нильса Бора, приходится бороться с пространными периодами специального текста, который правильнее всего было бы просто сократить, выбросить, чтобы сразу перейти к человеческим отношениям. Человеческое у физика и Нобелевского лауреата Бора выходит интереснее. В роли Гейзенберга, которого в спектакле на немецкий манер зовут Гайзенбергом, Борис Плотников, мятущаяся душа, первый неврастеник сегодняшней нашей сцены. Супругу Бора играет Ольга Барнет. Все трое работают в меру своих немалых сил и больших талантов (Барнет в последние годы наконец стала получать большие роли, о ней стали говорить и писать, и здесь, в «Копенгагене», ее сдержанная аристократичная манера оказывается кстати). Режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис, прежде работавший с такими же, как он, недавними выпускниками или молодыми актерами МХАТа имени Чехова и «Табакерки», держится в тени. Хотя «Копенгаген», наверное, менее всего нуждался в таком безусловном доверии к авторскому слову и к актерам. Нужно было расписать каждое их движение, а некоторое количество слов просто вычеркнуть. Но и в таком «свободном плавании» спектакль, хоть и кренится минутами на бок, все-таки держится на плаву. В критические минуты актеры прибиваются к человечески понятному тексту и решительными движениями возвращают ослабевшее было зрительское внимание. Что касается «Новой драмы», то мхатовский интерес к ней понятен: во-первых, чеховский МХАТ один из учредителей фестиваля, впервые случившегося в прошлом году. Во-вторых, явление и словосочетание «новая драматургия» становятся модными. Публика рвется в подвал «Театра.dос» смотреть спектакль Ивана Вырыпаева «Кислород» и на документальное повествование о том, как сочиняются телевизионные ток-шоу. В афише «Декады», среди прочих, пьеса заключенной орловской женской колонии «Мой голубой друг». Для кого-то такой спектакль еще и возможность пощекотать себе нервы. «Декада новой драмы» во МХАТе имени Чехова: «Лучшие!» Екатерины Нарши 9, 14, 18 марта «Потрясенная Татьяна» Паши Бугадзе 7, 20, 21 марта «Мой голубой друг» Екатерины Ковалевой- 12, 13, 17 марта «Копенгаген» 15 марта Фото Виктора СЕНЦОВА
Григорий Заславский
Вернуться к прессе
|
|