РАЗМЫКАЯ КРУГ [Итоги фестиваля «Камерата». Среди лауреатов «Кислород» Ивана Вырыпаева и новосибирская «Зеленая зона» по пьесе Михаила Зуева]
Челябинский рабочий (12-03-2003)
Первый за последние четыре года международный театральный фестиваль в Челябинске завершен «Камерата» закончилась праздничным вечером, посвященным юбилею Камерного театра. Днем раньше были подведены итоги (впервые за историю своего существования «Камерата» стала конкурсом). Здесь было несколько интересных моментов. Гран-при фестиваля достался «Каштанке» Екатеринбургского ТЮЗа (режиссер Вячеслав Кокорин). Те, кто видел спектакль в Екатеринбурге, говорят, что в Челябинске он прошел не лучшим образом, у себя дома актеры играют с большей энергетикой. Однако и того, что было показано, оказалось вполне достаточно, чтобы жюри фестиваля приняло единогласное решение. К сожалению, немногим театралам довелось увидеть «Каштанку»: билеты на этот спектакль были проданы школьникам. Но познакомиться с режиссерским почерком Вячеслава Кокорина будет возможность у всех: его собирается пригласить на постановку Челябинский ТЮЗ.
Приз за лучший актерский ансамбль получил спектакль Новосибирского драматического театра «Зеленая зона» (режиссер Сергей Афанасьев), и это решение было вполне предсказуемо. В спектакле играют 15 актеров. Главных ролей здесь нет, каждому предоставлена возможность высказаться. Но если автора пьесы Михаила Зуева можно обвинить в панорамности, то Афанасьева никак не упрекнешь в том, что его актеры существуют порознь. Через песни, оригинальный прием «радиотеатра» он сумел найти точки соприкосновения человеческих судеб.
Приз за лучшую режиссуру и лучшую сценографию получил семейный дуэт Владимира Гурфинкеля и Ирэны Ярутис в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» Красноярского драматического театра. Этот же спектакль получил приз за лучшую музыкальную партитуру музыку написал композитор Леонид Иновлоцкий специально для красноярской постановки. Лучшей женской ролью стала роль графини в исполнении Светланы Романовой («Пиковая дама» Казанского драматического театра), а лучшей мужской роль Володи, сыгранная Александром Баргманом в спектакле «Черствые именины».
Лучшая женская роль второго плана Матрена Нины Ахтырской («Похождения Бальзаминова», театр «У моста», Пермь), а за лучшую мужскую роль второго плана награжден: режиссер и художественный руководитель театра «Манекен» Юрий Бобков! Это единственная награда, которой удостоилось все, что было представлено театрами нашей области.
Новацией фестиваля был признан проект Ивана Вырыпаева «Кислород», соединивший театр и субкультуру. А персоной фестиваля стал Николай Коляда, автор пьес, режиссер и вдохновитель замечательного драматургического марафона.
«Камерата» изначально провозглашалась как фестиваль без какой-либо определенной концепции, «сбор друзей». Спектакли были абсолютно непохожими друг на друга, от клубного проекта до мюзикла. И театрам пришлось соревноваться в неравных весовых категориях. Впрочем, элемент конкурса был здесь не главным, условным. Самым важным и для театров, и для зрителей было включиться в общий контекст российского театра. Четыре года в Челябинске не было такого масштабного фестиваля, и за это время многое изменилось. Острее обнажились противоречия между камерными спектаклями и масштабными театральными полотнами. Первые вызывают гораздо больший интерес, в буквальном и переносном смысле сокращая дистанцию между театром и зрителем. Апофеозом этого был спектакль «Черствые именины» санкт-петербургского «Такого театра», когда зрителей усадили прямо на сцену, вовлекая в свою игру.
Очень важным оказался поиск интонаций, созвучных нашему времени, но сегодня он лежит не в плоскости конфликта с литературной классикой, а на более глубинном уровне. Живой театр тяготеет к эксперименту, для него нет текста, который нельзя было бы превратить в спектакль. Рассказ, философский монолог, откровенно слабая пьеса все это при желании и наличии таланта может получить сценическое воплощение.
Увиденные на «Камерате» спектакли откровенный разговор о человеке и волнующих его проблемах. Часто звучит тема одиночества, непонимания, конфликта с поколением. Что показательно театр старается быть гуманным, нести жизнеутверждающее начало. Это касалось и нового, экспериментального театра. «Кислород» Ивана Вырыпаева, испугавший поначалу криминальным сюжетом, оказался поиском ответа на вечные вопросы об окружающем мире и месте человека в нем.
Олеся ГОРЮК
Несколько слов на прощание
Юлия Маринова, заведующая отделом критики журнала «Театральная жизнь», редактор телепрограммы «Фрак народа», председатель жюри фестиваля: «В самом начале мы увидели спектакль Зеленая зона, невероятно добрый к человеку. А закончилось все спектаклем, прославляющим театр. В столице театр перестал заниматься человеком. Здесь же, напротив, были спектакли для людей и про людей. Радость возможности понять, чем дышит театр, состоялась».
Виктор Шрайман, заведующий кафедрой «Актер театра и кино» Магнитогорской консерватории, профессор, член жюри «Золотой маски-2002»: «Я был на многих фестивалях и хочу сказать одно: везде хороших спектаклей очень немного. Для меня главным впечатлением были Черствые именины Такого театра гимн лицедейству».
Татьяна Рыбакина, заведующая отделом культуры газеты «Россия», преподаватель Российской академии театрального искусства: «На этом фестивале, в отличие от многих других, не было зависти и злопыхательства, а был интерес друг к другу и к театру».
Татьяна Тихоновец, доцент кафедры театральной режиссуры Пермского института искусств: «Я приехала из такого же города, как Челябинск, и знаю, что такое проводить фестивали в наших больших промышленных городах. Нужно сделать так, чтобы градообразующей величиной был не завод, а театр. В Челябинске есть театр, способный это сделать Камерный. Хотелось бы, чтобы и другие коллективы принимали участие в этом культурном строительстве».
Виктория Мещанинова, главный режиссер Камерного театра: «Для меня фестиваль состоялся и удался, потому что случился роман со зрителем, это прежде всего. Много лет не было Камераты, и я поняла, что это длительный срок. И когда на такой малой сцене вся страна собирается, сразу ощущаешь себя в контексте театрального пространства, и это очень полезно. В последнее десятилетие все рассуждали, в кризисе театр или в поиске, умирает или живет. Самый главный вывод, который я сделала для себя театр сегодня энергичный. Новые театральные идеи способны сделать следующий виток».
Алексей Пелымский, директор Камерного театра: «Главным на фестивале было то, что все коллективы уезжали с хорошим настроением. У фестиваля есть будущее, а следующую Камерату мы обещаем провести на более высоком уровне».