РАЗМЫКАЯ КРУГ [Итоги фестиваля «Камерата». Среди лауреатов — «Кислород» Ивана Вырыпаева и новосибирская «Зеленая зона» по пьесе Михаила Зуева]
Челябинский рабочий (12-03-2003)

Первый за последние четыре года международный театральный фестиваль в Челябинске завершен

«Камерата» закончилась праздничным вечером, посвященным юбилею Камерного театра. Днем раньше были подведены итоги (впервые за историю своего существования «Камерата» стала конкурсом). Здесь было несколько интересных моментов. Гран-при фестиваля достался «Каштанке» Екатеринбургского ТЮЗа (режиссер Вячеслав Кокорин). Те, кто видел спектакль в Екатеринбурге, говорят, что в Челябинске он прошел не лучшим образом, у себя дома актеры играют с большей энергетикой. Однако и того, что было показано, оказалось вполне достаточно, чтобы жюри фестиваля приняло единогласное решение. К сожалению, немногим театралам довелось увидеть «Каштанку»: билеты на этот спектакль были проданы школьникам. Но познакомиться с режиссерским почерком Вячеслава Кокорина будет возможность у всех: его собирается пригласить на постановку Челябинский ТЮЗ. 

Приз за лучший актерский ансамбль получил спектакль Новосибирского драматического театра «Зеленая зона» (режиссер Сергей Афанасьев), и это решение было вполне предсказуемо. В спектакле играют 15 актеров. Главных ролей здесь нет, каждому предоставлена возможность высказаться. Но если автора пьесы Михаила Зуева можно обвинить в панорамности, то Афанасьева никак не упрекнешь в том, что его актеры существуют порознь. Через песни, оригинальный прием «радиотеатра» он сумел найти точки соприкосновения человеческих судеб.

Приз за лучшую режиссуру и лучшую сценографию получил семейный дуэт Владимира Гурфинкеля и Ирэны Ярутис в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» Красноярского драматического театра. Этот же спектакль получил приз за лучшую музыкальную партитуру — музыку написал композитор Леонид Иновлоцкий специально для красноярской постановки. Лучшей женской ролью стала роль графини в исполнении Светланы Романовой («Пиковая дама» Казанского драматического театра), а лучшей мужской — роль Володи, сыгранная Александром Баргманом в спектакле «Черствые именины».

Лучшая женская роль второго плана — Матрена Нины Ахтырской («Похождения Бальзаминова», театр «У моста», Пермь), а за лучшую мужскую роль второго плана награжден: режиссер и художественный руководитель театра «Манекен» Юрий Бобков! Это единственная награда, которой удостоилось все, что было представлено театрами нашей области.

Новацией фестиваля был признан проект Ивана Вырыпаева «Кислород», соединивший театр и субкультуру. А персоной фестиваля стал Николай Коляда, автор пьес, режиссер и вдохновитель замечательного драматургического марафона.

«Камерата» изначально провозглашалась как фестиваль без какой-либо определенной концепции, «сбор друзей». Спектакли были абсолютно непохожими друг на друга, от клубного проекта до мюзикла. И театрам пришлось соревноваться в неравных весовых категориях. Впрочем, элемент конкурса был здесь не главным, условным. Самым важным и для театров, и для зрителей было включиться в общий контекст российского театра. Четыре года в Челябинске не было такого масштабного фестиваля, и за это время многое изменилось. Острее обнажились противоречия между камерными спектаклями и масштабными театральными полотнами. Первые вызывают гораздо больший интерес, в буквальном и переносном смысле сокращая дистанцию между театром и зрителем. Апофеозом этого был спектакль «Черствые именины» санкт-петербургского «Такого театра», когда зрителей усадили прямо на сцену, вовлекая в свою игру.

Очень важным оказался поиск интонаций, созвучных нашему времени, но сегодня он лежит не в плоскости конфликта с литературной классикой, а на более глубинном уровне. Живой театр тяготеет к эксперименту, для него нет текста, который нельзя было бы превратить в спектакль. Рассказ, философский монолог, откровенно слабая пьеса — все это при желании и наличии таланта может получить сценическое воплощение. 

Увиденные на «Камерате» спектакли — откровенный разговор о человеке и волнующих его проблемах. Часто звучит тема одиночества, непонимания, конфликта с поколением. Что показательно — театр старается быть гуманным, нести жизнеутверждающее начало. Это касалось и нового, экспериментального театра. «Кислород» Ивана Вырыпаева, испугавший поначалу криминальным сюжетом, оказался поиском ответа на вечные вопросы об окружающем мире и месте человека в нем.

Олеся ГОРЮК

Несколько слов на прощание

Юлия Маринова, заведующая отделом критики журнала «Театральная жизнь», редактор телепрограммы «Фрак народа», председатель жюри фестиваля: «В самом начале мы увидели спектакль „Зеленая зона“, невероятно добрый к человеку. А закончилось все спектаклем, прославляющим театр. В столице театр перестал заниматься человеком. Здесь же, напротив, были спектакли для людей и про людей. Радость возможности понять, чем дышит театр, состоялась».

Виктор Шрайман, заведующий кафедрой «Актер театра и кино» Магнитогорской консерватории, профессор, член жюри «Золотой маски-2002»: «Я был на многих фестивалях и хочу сказать одно: везде хороших спектаклей очень немного. Для меня главным впечатлением были „Черствые именины“ „Такого театра“ — гимн лицедейству».

Татьяна Рыбакина, заведующая отделом культуры газеты «Россия», преподаватель Российской академии театрального искусства: «На этом фестивале, в отличие от многих других, не было зависти и злопыхательства, а был интерес друг к другу и к театру».

Татьяна Тихоновец, доцент кафедры театральной режиссуры Пермского института искусств: «Я приехала из такого же города, как Челябинск, и знаю, что такое проводить фестивали в наших больших промышленных городах. Нужно сделать так, чтобы градообразующей величиной был не завод, а театр. В Челябинске есть театр, способный это сделать — Камерный. Хотелось бы, чтобы и другие коллективы принимали участие в этом культурном строительстве».

Виктория Мещанинова, главный режиссер Камерного театра: «Для меня фестиваль состоялся и удался, потому что случился роман со зрителем, это прежде всего. Много лет не было „Камераты“, и я поняла, что это длительный срок. И когда на такой малой сцене вся страна собирается, сразу ощущаешь себя в контексте театрального пространства, и это очень полезно. В последнее десятилетие все рассуждали, в кризисе театр или в поиске, умирает или живет. Самый главный вывод, который я сделала для себя — театр сегодня энергичный. Новые театральные идеи способны сделать следующий виток».

Алексей Пелымский, директор Камерного театра: «Главным на фестивале было то, что все коллективы уезжали с хорошим настроением. У фестиваля есть будущее, а следующую „Камерату“ мы обещаем провести на более высоком уровне».


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru