|
|
КОМПАШКА BEST. Декада «Новой драмы» во МХАТе им. Чехова
Культура (3-04-2003)
Москву захлестнул драматургический поток. Еще совсем недавно казалось, что современной пьесой у нас не занимается никто (и оттого ее как бы и нет), а теперь смотры и конкурсы, объединенные именно этой темой, рождаются один за другим. И фестиваль «Новая драма» по праву считающийся наиболее масштабным мероприятием подобного рода, решил лишний раз напомнить о себе. Придумали его организаторы в преддверии основной программы (она будет в начале следующего сезона) показать несколько оформленных в сценическое действие текстов, неких work in progress чтобы и продемонстрировать публике очередную порцию новейших пьес, и спровоцировать разговор на излюбленную тему. Сразу можно сказать, что свою ознакомительную функцию декада выполнила достойно. На Новой сцене чеховского МХАТа были показаны весьма занятные опыты числом четыре: «Подсобное хозяйство» Владимира Жеребцова (режиссер Дмитрий Петрунь), «Лучшие!» Екатерины Нарши (режиссеры Александр Вартанов и Татьяна Копылова), «Мой голубой друг» Екатерины Ковалевой (режиссеры Екатерина Волкова и Анна Афанасьева) и «Потрясенная Татьяна» Лаши Бугадзе (режиссер Михаил Угаров). О сценических достоинствах показанных работ говорить не будем, ибо это все-таки не полноценные спектакли (хотя примерно в половине случаев к ним было очень близко). Хочется лишний раз порадоваться гибкости занятых в показах молодых артистов, которые с лету включались и в стилистику, и в предлагаемые обстоятельства, трудились добросовестно, а порой и просто удачно. Что говорит в пользу драматургов, ибо практически все пьесы предлагали нечто очень ценное: объемно выписанные роли. Ведь довольно часто сталкиваешься с тем, что драматург, увлекшись придумыванием сюжета, не оставляет места для характеров, и герои становятся картонными, а диалоги выглядят плоскими и необязательными. В данном случае в этом можно частично упрекнуть только Екатерину Нарши: в пьесе «Лучшие!» пикантные повороты ситуации (если любовь то однополая или «родственная» если счастье то подобранное на Ленинградском проспекте) ее интересовали явно больше, чем герои. Однако Нарши интересна тем, что сочиняет собственный мир, далекий от реальности, эдакий взгляд сквозь розовые очки, глуповато-романтическую дымку. Быть может, не всегда уместно разделение драматургии на «женскую» и «мужскую» но пьеса Нарши типично «женское» сочинение. А вот 25-летний грузин Лаша Бугадзе делает очень «мужскую» драматургию. Жесткую, ироничную и изобретательную. Думается, именно в случае с Бугадзе можно говорить о новом языке, который так усердно ищут театры. Его стилистический «отец» театр абсурда. Он сочиняет крошечные, на несколько минут сюжетики, где в немногих фразах проступают и национальный колорит, и окружающая ситуация, и позиция автора точная и безжалостная. Бугадзе и составивший композицию Михаил Угаров сумели сказать о самом страшном о войне без бытовых подробностей, без лирики и без осуждения. Драматургия Лаши Бугадзе искрит юмором, радует умелым обращением со словом и прямо-таки просится на сцену. Кстати, сценичность еще одна отличительная черта показанных пьес. Война занимает и мысли драматурга Владимира Жеребцова. Правда, война будничная на армейском полигоне, но не менее жуткая и захватывающая. Жеребцова можно было бы назвать сказочником: в героях у него числятся ангелы и бесы, а в любой, самой мрачной ситуации виден проблеск света. Однако самым громким событием декады стали не пьеса и не спектакль. И вообще не факт искусства. А приезд на премьеру «Моего голубого друга» автора, рецидивистки Екатерины Ковалевой, отбывающей срок за убийство в колонии строгого режима. Говорят, что эта колония славится количеством талантов среди заключенных. Пусть так, если творчество помогает людям переносить содеянное и последующее наказание (у психологов даже есть термин «письмотерапия»). Да и Ковалева, судя по представленной работе, человек одаренный. Пьеса ее, не слишком грамотно сконструированная, имеет нечто очень важное интонацию, эмоциональный посыл. Быть может, при более тщательной работе на ее основе получится полноценный спектакль. Но дело в другом. Когда Ковалева появилась в зрительном зале, и на нее нацелились фото- и телеобъективы, подумалось: «Любое Чикаго отдыхает!» Вот горькая закономерность нашего времени, предлагающего преступника в качестве героя. И здесь проявилось единственное несоответствие представленной драматургии и реальной жизни, во всем остальном оказавшихся достаточно близкими. Фото Михаила ГУТЕРМАНА Фото: Сцена из спектакля «Потрясенная Татьяна»
Алиса Никольская
Вернуться к прессе
|
|