ЕЖИКИ ТОПОЧУТ «Яблочный вор» Ксении Драгунской. Режиссер Ольга Субботина. Театр сатиры. Сцена «Чердак Сатиры» [Критик недовольна]
Вечерний клуб (3-04-2003)
Вот женский волейбол. Он характеризуется яростным визгом и особо бескомпромиссными драками. Попадается еще женская проза (ЖП такую аббревиатуру применяет мой коллега, книжный обозреватель «Вечернего клуба»). Фотография, сделанная фотографом-женщиной, изображает, как правило, не фигуристую модель, распластанную на капоте шикарного авто, а сморщенного младенца неопределенного пола в костюме белочки или улитки. Про женскую критику молчок, потому что о себе либо ничего, либо очень хорошо. А еще встречается, хотя и нечасто, такой феномен, как женский театр. Для того, чтобы спектакль можно было назвать подлинно женским, требуются три составляющих: во-первых (это главное) женская пьеса, затем женская режиссура, и, наконец, соответствующая актерская игра. В случае с «Яблочным вором» все три ингредиента в наличии: драматург Ксения Драгунская, дочка знаменитого детского писателя, автора «Денискиных рассказов», режиссер Ольга Субботина и актриса Мария Голубкина. В их милых лицах в Театр сатиры впервые несмело заглянула новая драма, сезон за сезоном все прочнее оккупирующая репертуары всех уважающих себя театров. Впрочем, вопиюще новой драмой «Яблочного вора» не назовешь: пьеса была написана в далеком 1994 году, когда слыхом не слыхивали ни о драматургической технике Verbatim, ни о терроризме, без которых сейчас и шагу не ступи.
Но для Сатиры, где самые современные авторы Григорий Горин и Эдвард Радзинский, и это практически революция. Да и с такими, довольно условными, нововведениями осторожный худрук Александр Ширвиндт не спешит. Эксперименту отведена маленькая сцена «Чердак Сатиры».
На этом чердаке и разворачивается самый женский из виденных мною спектаклей. Главная героиня (в исполнении нечасто появляющейся на театральном горизонте Марии Голубкиной) живет в гордом одиночестве где-то на даче, вспоминает недавнее студенческое прошлое «старый велик, комсобрание и портвейн в общаге», без конца треплется по телефону, и то ли солит огурцы, то ли варит варенье. Ее абоненты влюбленный перелетный еврей Елкин, юный рэппер Никитос, вечная невеста Шура Дрозд, все время выходящая замуж то за экстрасенса, то за космонавта, то за курдского террориста.
Лексикон у нашей барышни самый что ни на есть нежный: зажухать, закирячить
Особей противоположного пола она трогательно называет непролазными психами и неведомыми зверушками. Еще отшельница Фомина составляет список мужчин, за которыми можно уйти на край света. В списке одно имя давнего приятеля Сереги Степцова. Этот ныне брутальный персонаж когда-то учился в специальном институте сочинять истории, был «молод, беден, ласков». А сейчас он - хозяин торговых ларьков в переходе, ездит на новой бээмвэшке без номеров, кулаком вразумляет непокорных грузчиков, а подчиненные кланяются ему в ноги. Он и есть яблочный вор, потому что ежегодно ворует с друзьями яблоки из чужого сада. Разные бывают у людей традиции, некоторые в баню ходят тридцать первого декабря
В конце первого акта по неуловимой причине героиня вскрывает вены, почему-то засунув руку в трехлитровую банку. Рассол медленно окрашивается в соответствующий случаю пурпур. Вскинутая в позе распятого на плечи людей в хирургических костюмах, Мария Голубкина уплывает за кулисы. Занавес.
Но это далеко не конец! В настоящей женской пьесе не может быть печального финала; членовредительство или насильственная смерть допускаются лишь в виде шутки. Завершается все, как и положено, шампанским, счастливым воссоединением уголовного Степцова с «непоправимой заморочкой его жизни» (каково сказано, а?) и упоенным танцем Шурочки с космонавтом.
В самой главной женской пьесе 90-х, «Тане-Тане» Ольги Мухиной, есть бессмертная фраза: «Шиповник зацвел значит, окунь заклевал!». Ксения Драгунская не отстала от коллеги, у нее «ландыши распускаются, когда молодые скворцы вылетают из гнезда», и еще «коты орут и ежики топочут».
Для Сатиры «Яблочный вор» большое завоевание и шаг на пути к удобоваримому театру, для Марии Голубкиной отлично сыгранная роль. Но для зрителей непоправимо женский и утомительно длинный спектакль.
РАЗДЕЛ ВЕДЕТ МАРИЯ ЛЬВОВА. ТЕЛЕФОН: 229-04-59. E-MAIL: MARIA. LVOVA@EVCLUB. RU
Мария Львова