|
|
ЛИРИКИ. С ЛЮБОВЬЮ К ЧЕХОВУ [«Облом офф» Центра драматургии и режиссуры в петербургской программе «Золотой Маски»]
Вечерний Петербург (10-04-2003)
Седьмой от конца день на «Золотой маске» многие с легким выдохом называли «хороший день». Многие это те, которые побывали в Театре им. Ленсовета на двух его камерных площадках и посмотрели две московские постановки «Облом off», современную пьесу по роману Гончарова, и «Странники и гусары» mix чеховских «Трех сестер» и вампиловского «Старшего сына». Очень разные, если не сказать противоположные, по эстетике спектакли покорили одним: каждый прозвучал как личностное высказывание создателя-режиссера, чрезвычайно для него важное, актуальное, душевно необходимое. Автор пьесы «Облом off» и постановщик спектакля московский драматург Михаил Угаров написал «нового Обломова» о современном инфантилизме. Однако совершенно без обличительной интонации. С этим инфантилизмом, на взгляд постмодерниста Угарова, все оказалось совсем не так просто. Очень возможно, что эту «болезнь века» стоит поразгадывать, как самую что ни на есть любопытную психологическую загадку. У самого постановщика концы с концами не совсем сошлись (возможно, потому, что в режиссуре дебютант), но великолепные заразительные работы молодых актеров и режиссура, превратившая старую историю в современную игру, заслуживают отдельного разговора, который читайте в обзоре фестиваля по его окончании. Со «Странниками и гусарами» Юрия Погребничко история получилась и вовсе забавная. Режиссер-шестидесятник, как обычно, решил позабавиться над собой, над своими неизживаемыми романтическими идеалами. Получился спектакль-шутка, очень тонкий, умный и - никуда не деться трогательный. Вдруг стало абсолютно понятно, как мог пожилой человек так легко попасться на обман двух опоздавших на электричку молодых шалопаев. Ведь никто бы из вас не поверил, если бы юноша, постучавшийся к вам ночью в дом, стал доказывать, что он ваш внебрачный сын, о котором вы ничего не знаете. А вот почтенных лет музыкант в исполнении интеллигентного лирика с ясными глазами Алексея Левитина поверил, потому что всю жизнь зачитывался Чеховым и детям своим привил то же безумие. Сын-десятиклассник Васечка, прежде чем в любви объясниться, читает, как чеховские мужчины восхищаются чеховскими женщинами, ясно, что любимая величает его исключительно идиотиком. «Понимаете, стала я объяснять одному польскому театроведу, которого обнаружла по правую руку от себя. Драма героев спектакля в том, что они по-прежнему живут идеалами Чехова, его представлениями о чести и достоинстве». На что огромных размеров обаятельный поляк ответил: «Так это драма всей вашей страны. Я много езжу по театральным фестивалям ни в одной стране мира не ставят столько классики, и особенно Чехова. Вот сколько раз вы за свою жизнь смотрели спектакли по Чехову?» Принялись подсчитывать и выяснили, что не менее ста раз.
Жанна Зарецкая
Вернуться к прессе
|
|