ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ ПРЕМЬЕРА [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова в пермском театре «Новая драма»]
Новый компаньон (Пермь) (8-04-2003)
Театр «Новая драма» явление парадоксальное: это профессиональный театр, работающий на студийных началах. Да, бывает и такое: группа людей, получивших высшее актерское образование, собирается в свободное от основной работы или учебы время и ставит спектакли. Бесплатно, для удовольствия собственного и небольшой группы друзей и ценителей. Несмотря на студийность, постановки «Новой драмы» становятся событиями в театральной жизни Перми. Ее «Чайку» и «Страсти по Шекспиру» можно назвать спектаклями культовыми: идут не первый год, а толпы желающих их посмотреть не уменьшаются. Афиш, заметьте, нет, основной источник информации личные контакты. А на премьерах происходит то, что корреспондент «Компаньона» наблюдал 1 апреля, когда «Новая драма» впервые представляла спектакль «Облом off» по пьесе Михаила Угарова.
После того как двери в маленький (36 мест) зал открылись, в них встал лично директор театра Андрей Кузнецов и возгласил: «Сначала по пригласительным! Потом студенты института культуры! Потом остальные. Если будут места». Основная масса жаждущих осталась ни с чем.
«Облом off» премьера вполне первоапрельская. История грустная, спектакль смешной. Зал радостно хохочет почти до момента безвременной кончины Ильи Ильича Обломова. И это не цинизм: для зрительской радости оснований немало это и «вкусный», сочный текст Угарова, и масса остроумных находок режиссера-постановщика Марины Оленевой.
Постановочными находками спектакль буквально нашпигован с самого начала, когда волею режиссера происходит «ложное узнавание»: пришедший к Обломову доктор, а вместе с ним весь зал принимает за Илью Ильича его слугу Захара. Когда же появляется истинный Обломов, зал недоуменно застывает: в главной роли стройный русокудрый Евгений Пеккер, «премьер» «Новой драмы». Что ж, все верно, верно по сути: проблемы Обломова не внешние, а внутренние, а Захар недаром говорит голосом своего хозяина: он - его второе «Я», без которого Обломову невозможно было бы контактировать с другими людьми. По Угарову, в мире растерзанных, ущербных душ Обломов представляет собой редкий случай цельного человека. Это его проблема, его болезнь, которая постепенно становится несовместимой с жизнью. И общаться цельному человеку с человеками нецельными без переводчиков, вторых и третьих «Я» никак невозможно.
Евгению Пеккеру идет быть забавным. Он, оказывается, прекрасно комикует. А вот страдает он, пожалуй, чересчур красиво никак не избавится от юношеской рисовки. Из-за этого, а, может быть, по вине драматурга, его Обломов выглядит скорее рефлексирующим молодым «семидесятником», чем «лишним человеком» классической русской литературы. Говорит он парадоксами, мыслит небанально, обожает приколы. Правда, как влюбился поглупел. Но это и в жизни бывает.
В соответствии с новейшими психологическими традициями Обломов являет собой полный набор психиатрических диагнозов. Одним из главных героев спектакля является доктор Аркадий Михайлович, персонаж, у Гончарова отсутствующий. Но поскольку «Облом off» медицинская комедия, без доктора там никак нельзя. Угаров радостно «прохаживается» по банальностям психоанализа, однако доктор фигура не только комическая: он - еще одно alter ego главного героя, переводчик с «обломовского» на «общечеловеческий».
Счастье для Обломова в трактовке Угарова невозможно в принципе. Ведь его избранница Ольга Ильинская принадлежит к остальной, «обычной» части человечества. Ольга в исполнении Ксении Солодниковой полная противоположность той же героине в исполнении Елены Соловей в фильме Никиты Михалкова: резкая, недоброжелательная, наигранная. Этакий Штольц в юбке. Впрочем, и главный герой полная противоположность Обломову в трактовке Табакова-Михалкова. И если пьеса Угарова полемика с романом Гончарова, то спектакль Марины Оленевой полемика с известным фильмом.
Обломов-Пеккер и Ольга-Солодникова явные антагонисты, их отношения это поединок воль, схватка противоположных взглядов на жизнь. Вот почему их любовь некая драматургическая условность, необходимый элемент сюжета. Он проговаривается, но в этой расстановке сил и приоритетов искренне играть любовь актерам практически невозможно: ни автор пьесы, ни постановщик, ни они сами не оставили для этого драматургического пространства.
Но спектакль не о том. Он - остроумный парафраз на темы современности, изящно отталкивающийся от романа Гончарова. И зрительский смех со всхлипами в зале доказательство того, что литературно-театральное сальто проделано блистательно.
Юлия БАТАЛИНА