А ПОД МАСКОЙ БЫЛО ЗВЕЗДНО. .. [Московские спектакли в петербургских показах «Золотой Маски»: «Дредноуты», «Откровенные поляроидные снимки», «Облом оff»]
Час пик (СПб) (16-04-2003)
Речь пойдет лишь о московской составляющей фестиваля. Столица развернулась во всю мощь, представив ровно половину фестивального списка драматических спектаклей, восемь произведений большой и малой форм, ни одно из которых, правда, не вписалось в номинацию «Новация». Оно, может, и к лучшему, поскольку, как известно, «талант единственная новость, которая всегда нова», да и какая уж такая новация может нынче на нас свалиться? Разве какой перфоманс или, там, хэппенинг так всё уже видели, всё знаем. Или вот Гришковец («а куда меня еще деть!») с моноспектаклем «Дредноуты». И, правда, куда еще деть этого застенчивого, молодого, очкастого, с такой неактерской внешностью и с такой милой картавостью человека, никогда не сдававшего экзамена по сценречи? Да и сможет ли он быстро произнести «корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали», станцевать гопак и изобразить разъяренного шимпанзе? Вряд ли. Однако Гришковец и без всех этих умений стал героем нашего времени и для очень многих воплотил в себе идею собственно театра. То есть идеального вместилища вместе переживаемых рефлексий, сантиментов и комплексов. Он называет себя новым сентименталистом и рассказывает для женщин совершенно мужскую историю. Про военные корабли, про английские крейсеры «Куин Мери» и «Честер», которые как раз не вылавировали и погибли при Ютландской битве, и про погибших вместе с ними отважных мужчин.
Чтобы стало похоже на настоящий театр, Гришковец пускает дымовую завесу, или в самый напряженный момент заводит Falling in love with you Элвиса Пресли, или сжигает в тазике бумажные кораблики, и они горят красивым ровным огнем. Еще он часто волнуется, не слишком ли пафосно или банально прозвучало то и это, или, например, уверяет, что горящие кораблики уж точно и пафосно, и банально. И хочется слушать про корабли, или про то, что он сегодня съел на завтрак, или про то, как он спал этой ночью в общем, долго. Хочется, чтобы человек-театр Евгений Гришковец был всегда, а он, кажется, и был всегда. Строго говоря, и эта чуть сбивчивая речь, и очки, и легкая картавость уже давно перестали быть новацией. Доверительная, почти интимная интонация, принципиальное отсутствие привычных актерских свойств, боязнь и одновременно тайное желание пафоса это, собственно, авторское ноу-хау, это неизменяемо ни при каких условиях. Этого-то сентиментально-лирического и ждут, и оно, между прочим, хорошо продается. Новация же вроде бы должна потрясти, чуть ли не сшибить с ног. Примерно так, как в парижском театре «Эвр» на премьере «Короля Убю» 10 декабря 1896 года. Как обрушилось на парижан внезапное merdre, придуманное первой ласточкой абсурдизма, любителем жидкого эфира и макаберных шуток Альфредом Жарри, так они с кресел и повскакали. Заметим, что этот самый merdre дикая помесь, глаголосуществительное с инфинитивным re на хвосте. В спектакле театра Et Cetera папаша Убю очень грубо кричит тоненьким голосом: «Дерьмо!» и ничего! Никто не вздрагивает. Значит, так надо. Балаган и аллегория. Про власть, которая совершенно официально мочит. В сортире. Режиссер Александр Морфов особенно мудрить не стал, пьесу не переосмысливал, а поставил то, что, собственно, и напрашивалось. Напрашивался фарс. Такой ядреный фарс, с карнавальной эстетикой и брехтовским размахом, от которого потихоньку начинает сводить скулы.
И если бы не Александр Калягин в заглавной роли, то не миновать нам свинцовой скуки. Если бы не толстый Папаша Убю в широких штанах фасона «санкюлот» и в красном берете парижского старьевщика.
На разные лады распевая свое «дерьмо», грозно вращая намалеванными черным углем глазами, стремительно перенося немалое тело из одной точки в другую, Калягин оттягивается вовсю. Не то чтобы он делал невиданное или что-то по-особенному трактовал. И даже, можно сказать, играет он на одной краске, но краска эта выбрана точно. Разве конкурировавший с ним в номинации «Лучшая мужская роль» Константин Райкин изображает своего гуттаперчевого Синьора Тодеро так уж разнообразно? В смысле эксцентрики хороши оба хоть сейчас в клоуны, но если у Райкина нет соперников по линии физподготовки, то с Калягиным трудно соревноваться в смысле пластичности, так сказать, душевной. Не столь эффектной, но, в общем, и отличающей крупную актерскую личность.
Что же до клоунады, то ее на прошедшем фестивале было достаточно.
В поисках новой выразительности театр возвращает себя в балаган, застревает на физиологических процессах, сосредотачивается на жесте, жонглируя словом, как резиновым мячиком. Театр больше не учит, не сеет, не пашет и ни к чему не призывает. Он больше не никакая не кафедра. Он лишен сострадания и равнодушно фиксирует. Его «Откровенные полароидные снимки» не рассчитаны на вечность. Но сегодня они отличный ходовой товар. Сегодня ими гордится Московский театр драмы имени Пушкина. Спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе Марка Равенхилла тоже, впрочем, мог бы претендовать на звание новаторского. В смысле гордого и артикулированного произнесения табуированных лексических единиц во всем их богатстве. Вспомним Холдена Колфилда, стирающего скромный fuck со школьной стены, сегодняшний его западный ровесник умер бы со смеху.
Марк Равенхилл, из новых английских «сердитых», автор триумфально шествующей по Европе пьесы Shopping&Fucking, пишет про людей с трудной личной судьбой, страдающих от бытовой неустроенности, из тех, что на обочине жизни. Стриптизеры, проститутки, ВИЧ-инфицированные гомосексуалисты изживают свои комплексы, сладострастно матерясь и вытаскивая все свои перверсии наружу.
Это всё, по мысли драматурга, люди без определенного места жительства и без явной национальной принадлежности. Они живут в Большом Нигде, или, скорее, в той Большой Жопе, которую наблюдает сквозь лондонские туманы мистер Равенхилл.
Режиссер Серебренников решил проблему места действия радикально. Он поместил героев то ли в большой, сверкающий кафелем евросортир, то ли в покойницкую и устроил там сексуальный контакт с трупом под арию Чио-Чио-сан, которую мурлыкает маленькая дешевая проститутка. Типа: она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним. То есть, all you need is love, и это сильнее смерти, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Сделано при том вполне красиво, даже можно сказать изысканно, без всяких признаков некрофилии. Вообще, в спектакле много гламура, он весь им пронизан, словно модный журнальчик. Артисты успешно имитируют возбуждение и пытаются убедить нас в том, что у них все внутри кровоточит от жизни в этом гребаном (почему-то единственный целомудренно используемый эвфемизм) мире. Да ничего там не кровоточит красивые глянцевые картинки, зеро, пустота, игры с которой театр здорово наладился выдавать за нечто глубокомысленное. Там в центре не человек, не о нем речь, а сумма технологических приемов.
Но одно дело Равенхилл, другое Чехов. У него без человека точно не обойдешься, как ни крути. Без всяких тонкостей психологической игры, без того, что вне текста и за ним. Трудолюбивый же Кама Гинкас все продолжает свою полезную просветительскую деятельность по разъяснению отдельных произведений А. П. Чехова. У режиссера, по-видимому, сильный и неутоленный педагогический темперамент незримый, он как бы ходит по сцене с длинной гимназической указкой и, тыча ею в чеховский сюжет, учит нас уму-разуму: приставать к незнакомым дамам с собачками есть пошлость, а вот стояние под забором фон Дидерицов есть поступок, исполненный трагической красоты.
Шутка. Конечно же, это театр. Театр в свойственном Гинкасу стиле «штурм унд драйв». Актриса Юлия Свежакова проговорила где-то, что, мол, «мы Чехова преодолевали, потому что он нам мешал». Видимо, так и есть.
Сперва «Дама с собачкой» (Московский ТЮЗ) фарс, который в основном осуществляют «господа курортные», составившие компанию скучающему Гурову и непоседливой мадам фон Дидериц. Мадам в полосатом купальнике бегает с тазом и обольстительно шевелит большим пальцем ноги, Гуров томится, господа курортные мрачно насмешничают. Все вместе они необыкновенно похожи на бравую компанию из кинофильма «Цирк» помните: «а мы все поем, все поем, тру-ля-ля».
Фарс нужен, как выясняется, для того, чтобы потом вынырнуть в трагедию. Вдоволь накупавшись в море пошлости, Анна фон Дидериц и Дмитрий Гуров надевают длинные черные пальто, демонстрируя, таким образом, постигшее их очищение.
Разница Гинкаса с Чеховым та, что у последнего герои были людьми с самого начала, только нравственно спящими.
Это ведь любимое русское занятие всю жизнь проспать, а потом, очнувшись, удивиться, что уже и смерть тут как тут.
Вот, например, как смерть Ильи Ильича Обломова. Поздравляю, наконец мы добрели до живого, теплого и настоящего до искусства, то есть. Оно, оказывается, сосредоточилось в спектакле Центра драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Похоже, они руководят своим центром хорошо доказательством тому явился спектакль «Облом off» по пьесе Михаила Угарова. Неизвестно, кстати, что бы получилось, если бы Михаил Угаров отдал свою пьесу в чужие руки. По каким-то причинам не отдал, сам поставил. Зря только первоначальное название пьесы «Смерть Ильи Ильича» переиначил в противный тусовочный off.
Этот off сначала настораживал. Казалось, что будет что-то претенциозное и гаденькое. Облом, в общем, будет. Зря, оказывается, казалось. Потому, во-первых, что Илья Ильич, болеющий неведомой болезнью totus, скуластый, худой, холерический, сыгран Владимиром Скворцовым с настоящей драматической силой. Успели уже подзабыть, как это бывает, когда у актера блестят глаза, от слез морщится лицо, а внутри что-то колотится. Вероятно, сердце. То самое, что страдало у Ильи Ильича утолщением. Сидит этот немножко сумасшедший и немножко хитрый, как все сумасшедшие, Илья Ильич под зеленым абажуром, сидит в своем расшитом бубенчиками халате и олицетворяет тотальную азиатскую лень. А вокруг вьюном вьется молодой застенчивый доктор, и деловитый Штольц, тоскуя, сидит. У Штольца дела, купли-продажи, а он сидит, смотрит на этого юродствующего Илью Ильича и оторваться не может. Все думает его растормошить вот Ольгу Ильинскую с ее Кастой Дивой подсунул, а потом взял и сам женился. А Обломову досталась широколицая Пшеницына Агафья Матвеевна, которая невозмутимо чулки штопает, водочку подает и ничего не требует. Ни гуляний вдоль канала Екатерининского, ни книжек умных.
Илья Ильич ленился, ленился и ушел туда, «где текут реки меда и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре
»
АВТОР: Марианна ДИМАНТ