ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ПО ГАЛДАЕВУ [Новый спектакль театра «Ложа»]
Культура. Агентство культурной информации (17-04-2003)

11 апреля в Театре «Ложа» давали премьеру моноспектакля Константина Галдаева «Так оно и было». Сравнение моноспектакля Константина Галдаева с представлениями в том же жанре другого выходца из «Ложи» — Евгения Гришковца — напрашивающееся, но не плодотворное. Все моноспектакли Гришковца — лирические. Галдаев, напротив того, вдался в эпос. В спектакль «Так оно и было» всеобщая история умещается в представление длиною чуть более часа. В литературном смысле эта традиция восходит к "Всеобщей истории, рассказанной Сатириконом, в театральном — вероятно, к «Божественной комедии» Театра Образцова или Театру марионеток Резо Габриадзе. Тем более что у Галдаева тоже появляются куклы, правда, совершенно статичные — просто бумажные фигурки, диалоги которых озвучивает рассказчик… Изображают они то ли ангелов-хранителей, то ли вождей народов, то ли просто квартирьеров с летающих тарелок. Это супружеские пары — европейцы, негры, монголоиды. А также арабы, евреи и цыгане. Так что речь идет скорее не о расах, а о цивилизациях… Эволюцию по Дарвину рассказчик решительно отвергает. Ангелы-вожди-квартирьеры у него высаживаются с летающих тарелочек и выбирают своим подопечным страны обитания на девственно чистой Земле. Из арсенала мифов упоминаются Всемирный потоп и Ноев ковчег, Вавилонская башня и распятие Христа… А также история Жанны д?Арк, заставляющая припомнить хрестоматийное «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?»… Однако именно сожжение французами своей национальной героини обозначает в спектакле конец истории. Сыграно все это как бы вполсилы — отстраненно обозначается пантомима, чтение «по ролям», отдельные патетические сцены… Впечатление все это вызывает двойственное. С одной стороны, остроумные диалоги с фейерверком акцентов могли бы звучать гораздо живее; с другой стороны, эта холодновато-отстраненная манера игры, по крайней мере, не отвлекает от притчеобразного содержания. В результате получается зрелище, доставляющее удовольствие скорее интеллектуального, чем эмоционального толка.

Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru