И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ [Еще об "Обломове" Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова]
Вечерняя Москва (29-04-2003)

«Обломов умер. А Россия вот уже 150 лег не может в это поверить, и не поверит никогда. Вечный литературный соперник Гончарова (почта врат) Иван Тургенев говорил, что „пока останется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова“, — говорит драматург и сценарист Михаил Угаров.

Лично для него Обломов стал счастливым талисманом. Несколько лет назад по личному заказу Олега Ефремова он написал пьесу „Смерть“ Ильи Ильича», которая при жизни Олега Николаевича так и не вышла. В прошлом сезоне энергичный драматург сам поставил свое произведение в Центре драматургии и режиссуры под названием «Облом-оff» и недавно привез с фестиваля «Золотая маска» приз зрительских симпатий в кофейном эквиваленте (приз учрежден спонсором фестиваля — компанией «Нескафе») — уже не первую награду этому спектаклю. Олег Табаков, у которого прагматизм прекрасно уживается с трогательным желанием отдать все долги покойному Олегу Николаевичу, захотел, чтобы и во МХАТе был свой «Обломов». Если учесть, что это уже третий «Обломов» в Москве, можно говорить о триумфальном шествии «Обломовых» по театрам столицы. О триумфе конкретно мхатовского спектакля говорить не приходится.

По идее Михаила Угарова Илья Обломов — идеал цельного человека, не разменявшего себя на достижение профессионального успеха, соблюдение общественных приличий, создание семьи — ячейки общества — и прочую ежедневную суету. Выразил эту идею Михаил Угаров довольно схематично — доктор отказывается лечить Обломова, лишь ставит ему диагноз — вы, мол, больны болезнью под названием «тотус», то есть «целый», которая с жизнью несовместима.

Такими же схематичными выглядят и сами герои. Доктор Аркадий (Сергей Шнырев) упоен собственной правотой и верой в науку, молодостью да пригожестью. Андрей Штольц (Олег Мазуров) — собственной деловитостью и успешностью, а главное — таким очевидным превосходством над Обломовым. Ольга Ильинская (Дарья Калмыкова) — битвой за расположение Обломова, который заинтересовал ее только тем, что посмел ей отказать, а получать отказы она не привыкла. Ну а сам Обломов (Алексей Агапов) так агрессивно и нелепо защищает свое безделье, что понять, почему это он «главный мужчина страны», «национальный герой» (определения Угарова) и Россия вот уже 150 лет не может поверить в его смерть, решительно невозможно.

Утраченный рай патриархальной жизни, кстати, представлен здесь в виде девок-певуний в сарафанах и с лентами в косах. Петь а капелла молодое мхатовское поколение научилось здорово, но количество этих песен порой навевало на мысль, что и в раю может стать нестерпимо скучно.

И только Владимир Кашпур в роли Захара выбивается из всяких схем, прорастая, как трава сквозь камни. Только его игра конгениальна, но не пьесе, а самому роману, его пронзительной, щемящей, задушевной тональности. Воссоздать ее пока удалось лишь Михалкову в «Несколько днях из жизни Ильи Ильича Обломова» и тому же Олегу Табакову.

Фото:

Ольга Фукс


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru