ЭДУАРД БОЯКОВ: «МАСКА ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ ПРОЦЕСС!» [Эдуард Бояков комментирует программу «Золотой Маски». «Облом офф», «Откровенные полароидные снимки»]
Вечерний Петербург (1-03-2003)
Генеральный директор ассоциации «Золотая маска» Эдуард Бояков тот самый человек, который еще два года назад с подачи губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева задумал начать наши юбилейные торжества красивым театральным жестом торжественным открытием национального фестиваля «Золотая маска» на сцене Александринки 27 марта, в Международный день театра. О том, что главный российский театральный форум страны в нынешнем году случится в Петербурге, мы уже писали. Номинантов от нашего города тоже представили. А г-на Боякова мы попросили познакомить читателей с остальными гостями-участниками и рассказать об особенностях нынешней, петербургской, «Маски». Эдуард, вот уже три месяца, как Петербург перестал быть для вас просто городом мечты и превратился в делового партнера. Как «Золотая маска» чувствует себя у нас?
У «Золотой маски» в Петербурге очень много друзей. К «Маске» замечательно относятся Кирилл Лавров, Зиновий Корогодский, Валерий Гергиев, Лев Додин, Владислав Пази, Борис Эйфман. Это создает тот позитивный фон, который помогает решать проблемы. Нас ждут в Доме актера и готовы нам всячески помогать. В Петербурге фантастический Дом актера роскошный дворец на Невском проспекте, такой Москве не снился. Сейчас с приходом нового руководства он начинает оживать. Надеемся, что наш фестиваль тут сработает как дополнительный импульс. В Доме актера должен возникнуть фирменный петербургский актерский стиль неофициального, домашнего общения.
Вечеринка, посвященная объявлению афиши фестиваля в клубе-ресторане «Джаката», отличалась подчеркнуто молодежным стилем, да и количество молодых актеров на ней в несколько раз превышало число мэтров. Это принципиальная позиция «Золотой маски»?
Статус национальной театральной премии обязывает нас принимать определенные политические решения. «Золотая маска» должна не иерархию воспроизводить, а процесс отражать. Несмотря на то, что сейчас существует достаточно сильное в художественном смысле поколение театральных олигархов, мы сегодня живем уже в другом времени, в другом театре, в другой художественной реальности. Сейчас Женя Гришковец со своим спектаклем «Планета» получил феноменальную прессу и потрясающий успех у публики на Венском театральном фестивале, хотя руководит им Люк Бонди, мэтр, мировая звезда. Именно в Гришковце нуждается директор знаменитого Авиньонского театрального фестиваля. Для европейских театральных деятелей Гришковец это и есть современный русский театр. И дело не только в современной интонации, а в творческой честности, адекватности. Все это есть у Жени, но у него нет собственного штата, юридического лица, государственной дотации. Ничего этого нет и у Михаила Угарова, Елены Греминой, Кирилла Серебренникова. Это я называю только драматургов и режиссеров, определяющих нынче театральный процесс. Но ведь возникло уже и целое поколение актеров, которые с официальным театром находятся в особых отношениях. Лене Морозовой, Вике Толстогановой, Ире Гриневой, Саше Усову, Артему Смоле совершенно не нужно состоять в какой-то определенной труппе, чтобы делать то, что они хотят и могут делать. Очень показательный пример Макс Суханов грандиозный актер, у которого собственный бизнес, который сам снимает кино как продюсер, который придумал первый закрытый актерский клуб. Эти люди ни у кого ничего не просят. Я имею дерзость причислять себя к этому поколению. Мы не будем связывать себя по рукам и ногам ради какой-то отметки в трудовой книжке. Нам это не нужно.
Еще десять лет назад понятие «молодая режиссура» было связано с Питером, с такими именами, как Праудин, Козлов, Дитятковский, Крамер. А сейчас инициативу явно перехватила Москва: на арену выходят тридцатилетние. Это люди, которые заражены микробом свободы, они уже не станут ни под кого подстраиваться, не будут работать нечестно, не по-настоящему. Это ближайшее будущее российского театра. Так что через три-четыре года «Золотая маска» будет уже совершенно другой.
Насколько громко голос этих молодых зазвучит на нынешней, петербургской «Маске»?
Достаточно громко. Ну вот, например, спектакль упомянутого Гришковца «Дредноуты». В афише в качестве площадки указан Театр «Балтийский дом». А в Москве этот спектакль принципиально не играется в театре, он идет в клубе. Люди покупают билеты за приличные деньги не для того, чтобы потанцевать, а для того, чтобы послушать, как человек будет рассказывать про морскую битву, которая произошла сто лет назад. Для этих людей, достаточно уважаемых и обеспеченных, принципиально, что это не театр, а клуб, потому что театр ассоциируется с другими, не очень приятными вещами.
Очень важное название в афише «Откровенные полароидные снимки» Кирилла Серебренникова по пьесе Марка Равенхилла. Это темы, ситуации, конфликты, антураж современной урбанистической жизни со стрип-барами, наркотиками, несчастными гомосексуальными любовями, но это еще и тот уровень драматургии, которого нынешней российской драме пока не хватает.
«Облом off» спектакль, который драматург Михаил Угаров поставил сам по собственной пьесе; такая практика большая редкость в России, но очень распространена на Западе. Угаров это как раз тот уровень свободы, когда человек не испытывает никаких комплексов перед тем, чтобы заново переписать классический роман Гончарова. На мой взгляд, это оригинальная пьеса, написанная интересным постмодернистским приемом: в свое время французский культуролог и социолог Леви-Стросс ввел термин «бриколлаж», характеризующий новое мифологическое сознание, когда художник не нуждается в выдумывании «атомов», а может использовать для своих конструкций какие-то уже существующие куски, сюжеты. А то, что у Угарова может звучать матерное слово, которое никогда не возникло бы у Гончарова, или появиться какой-то суперсовременный герой, воспринимается абсолютно естественно. Западный театр давно прошел эпоху увлечения нарочитой театральностью, клиповостью, рекламными технологиями и снова сосредоточился на слове. В России этого еще очень мало, и в этом смысле спектакль Угарова тоже очень важен. Другой полюс художественной независимости и честности работы покойного Жени Панфилова, его театр тоже присутствует в программе «Маски». В эту же компанию для меня абсолютно вписываются Антон Адасинский и группа АХЕ.
Что касается музыкального театра, то одно из самых важных названий «Поворот винта». Опять-таки, нужно быть очень свободными людьми, чтобы в музыкальной антрепризе поставить оперу Бриттена. У Михаила Бертмана в «Геликон-опера» появился спектакль «Лулу» А. Берга первое обращение российского театра к величайшей опере XX века и первый ее перевод на русский язык. Конечно, неловко говорить сегодня о первой постановке «Лулу», но, тем не менее, это свершилось, и у российской публики появится счастливая возможность названную оперу услышать. Вторая московская постановка «Мадам Баттерфляй» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко с Ольгой Гуряковой, которую в Петербурге знают и любят. Будет и еще один необычный проект спектакль «Норма» (копродукция российской продюсерской компании и армянского Театра оперы и балета им. А. Спендиарова), в котором представлена замечательная армянская школа белькантового пения. Еще в афише два спектакля питерских режиссеров: Степанюк поставил «Кармен» в Новосибирске, а Юрий Александров, многократный лауреат «Золотой маски», «Мадам Баттерфляй» в Ростове: только что выстроенный там огромный оперный театр моментально заявил о себе кстати, художник постановки тоже петербуржец, Вячеслав Окунев.
По какому принципу в число номинантов попадали мэтры традиционного театра?
Я совсем не хотел сказать, что старый добрый психологический театр умер. То, что Гинкас, Калягин, Райкин, Шапиро могут выиграть оттого, что им в спину дышат молодые, несомненно, это дает им драйв, необходимый, чтобы двигаться вперед. Их присутствие в числе номинантов лишнее тому доказательство.
Жанна Зарецкая