ВСЕМ НУЖЕН ТЕПЕРЬ «КИСЛОРОД» [«Кислород» Ивана Вырыпаева на фестивале «Театральный остров» в Петербурге]
Иван Вырыпаев посетил фестиваль «Театральный остров»
Смена (Петербург) (5-05-2003)
НЕ ТАК ДАВНО в Москве открылся «Teaтp.doc» ультрамодное и ультрасовременное театральное образование, где в центре внимания публики оказываются не столько спектакли, режиссеры и артисты, сколько свежие, с пылу с жару, пьесы. Это не «новые формы» Кости Треплева, а новая драматургия. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО это некие тексты, разной степени литературной сделанности, фиксирующие реальность с документальной дотошностью (чем жестче, грубее эта реальность тем лучше). Они чужды метафорам и не склонны «грузить» слушателя концепциями.
Исполняют их часто сами авторы. Учитывая тот факт, что «новые драматурги» по большей части молодые способные провинциалы, ворвавшиеся в столицу, брутальности и знания жизни их текстам не занимать. «Отцом-основателем» этого направления можно было бы назвать всеми любимого Евгения Гришковца, но культурная память не считается с патриотизмом и все-таки адресует желающих разобраться в данном вопросе прямиком на Запад, где зародилось движение Verbatim.
Дело не в очередном заимствовании, которое обычно мастерски совершает русская культура. Дело в том, что целое поколение заговорило совершенно свободно, талантливо и как-то неожиданно хором. И заговорило о важном. Раньше эту нишу молодежного сознания занимал русский рок. Не могу не испытывать гордости от того, что ныне «как живой с живыми» разговаривает русский театр.
Отечественная культура, как известно исторически ориентированная на слово, получила шанс для очередного прорыва. Не бесконечные авангардные инсталляции с сомнамбулически двигающимися личностями, а вот это наступательное, осмысленное, бесстрашное, предельно искреннее, похожее на рэперское чтение текстов сегодняшний новый театр.
Лилия Шитенбург