РУССКИЙ РЕГТАЙМ [«Кислород» Ивана Вырыпаева на фестивале «Театральный остров» в Петербурге]
Вечерний Петербург (7-05-2003)

Все началось внезапно, в духе action. Парень из провинциального городка по имени Саша (Иван Вырыпаев — исполнитель почти моноспектакля «Кислород», а также автор одноименной пьесы) встретил московскую девушку Сашу с рыжими волосами — и зарубил свою жену лопатой. Причина: у нее не было рыжих волос, к тому же она не знала, что такое кислород. Так начинается спектакль московского “TeaTpa.doc.”. Название соответствует идее — эта новая столичная площадка воспринимается публикой как окно, через которое жизнь (точнее, улица) со всеми ее откровенными темами прорвалась наконец на сцену. “TeaTp. doc.” признан в Москве самым модным театром прошлого сезона. Именно в этой роли — «модного спектакля» — «Кислород» Вырыпаева в постановке Виктора Рыжа нова был приглашен на фестиваль «Театральный остров». И роль эта ему удалась. В зальчике Малой сцены Театра Сатиры на Васильевском зрители гроздьями, пачками и поодиночке размазались по стенам, повисли над обрывом последнего ряда, оккупировали сценические «бока». И когда стал заканчиваться кислород воздуха, лысоватый парень заговорил с залом. Дескать, потерпите, извините за задержку, да, еще хорошо бы выключить мобильники. Ну и начал. Он набирая невероятный темп, как ребе на отпевании покойника. Актер по образованию — хорошее образование получил мальчик из Иркутска! — Иван Вырыпаев предложил нам десять композиций на тему десяти заповедей Божьих. Это клубная вещь, замешенная на травке и пороке невинного. Это то, что надо молодому телу, привыкшему к дрожи от мегагерц современных звуков. Это generation рваных нервов, заблудших душ среди банок пива и новых прокладок.

«Вы просите песен — их есть у меня!» — сказал автор. Новый театральный рэппер и ди-джей (в отличие от театрального барда Евгения Гришковца из Калининграда) бросает нам свои антизаповеди, как бросают голодным собакам куски мяса. Нате! Текст спектакля «Кислород» — «Кровавая Мэри», где вместо водки психоделический бред, а вместо томатного сока живая кровь — атакует тебя, проникает в мозг… Это высокий драйв, который так же очищает душу, вытравляя все лишнее кислотными дождями, как чистый кислород сжигает наши легкие. Что доносит она, эта чертова скороговорка? Куда бьет? Куда попало, наотмашь.

…Вдруг откуда ни возьмись — рыжеволосая девчонка в строгих очках и прикольном прикиде. Она вступает в сложный диалог со своим визави, то подхватывая какие-то случайные фразы, то бесстрастно тарабаня текст. Мерно покачиваясь, она начинает жить по законам джазовой импровизации. Только однажды произошел сбой сумасшедшего ритма. Когда один другого, то есть другую, вдруг спросил — что для нее главное в жизни, и она, эта острая и жесткая девица, вдруг дерзко взяла такую паузу!.. И в этой тишине переливались на солнышке истины такие важные оценки!..

Марина Заболотняя


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru