ГОСПОДА СНИМАЮТ САПОГИ САМИ [«Обломов» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова]
Обломов нам по-прежнему порог — об этом спектакль в Художественном театре
Московские новости (27-05-2003)

У новой сцены МХАТа имени Чехова появился свой преданный зритель: его немного (зал вмещает несколько десятков человек), он достаточно искушен, чтобы наслаждаться версиями хрестоматийных произведений Достоевского, Гоголя и других, и способен оценить тонкое плетение неторопливого театрального действа. Именно такому зрителю адресована премьера новой сцены —«Обломов» драматурга Михаила Угарова и режиссера Александра Галибина. Пьеса Угарова «Смерть Ильи Ильича» по роману Гончарова уже собрала немало театральных наград и хорошо известна благодаря спектаклю «Облом-оff» в Центре современной драматургии Казанцева и Рощина, а вот питерский актер и режиссер Галибин, возглавляющий ныне новосибирский театр «Глобус», автор многих хороших спектаклей у нас и за рубежом, в Москве, по сути, дебютировал.

Русской душе ближе Обломов, чем Штольц, — в этом никто никогда не сомневался, от современников Гончарова до автора знаменитого фильма Никиты Михалкова. Не сомневаются и создатели нового спектакля, которые и не думают оправдывать своего не слезающего с дивана героя — они им любуются. Тем, как сладко спит и пьет, говорит, что думает, залезает в «домик» — спустившийся сверху матерчатый абажур, —когда обижается и, главное, категорически отказывается приписать себя к какому-либо сообществу: мужчин ли, которым надлежит жениться, чиновников, которые должны служить. На сцене возникает прекрасный и иллюзорный мир мечты, сказки: там девушки задушевно поют русские народные песни, а Ольга Ильинская — “Casta diva”, там преданный Захар (его замечательно играет Владимир Кашпур) и уютная Агафья Матвеевна с двумя ребятишками, похожими на ангелов, она штопает знаменитый халат и печет пироги с луком, которые герой тут же с аппетитом поедает, запивая настоянной на молодом смородиновом листе водочкой. Иногда в этот мир врываются чужаки: задумавший лечить Обломова доктор, тщеславный и неумелый, и что-то вечно покупающий и продающий Штольц, — но они там не приживаются, как и милая Ольга Ильинская, возмечтавшая переделать Илью Ильича вместо того, чтобы научиться печь пироги.

Все мхатовское недюжинное актерское мастерство (Обломов —выученик той же школы, хотя теперь артист театра-студии «Человек» Алексей Агапов), вся по-мхатовски ненавязчивая фантазия режиссера и традиционный для этих стен антураж (канарейка в клетке, свечи, щемящие звуки гитары и мандолины) брошены на то, чтобы зритель от этой сказки не мог оторваться. Он и не может — до тех пор, пока не выйдет после спектакля на улицу, пройдя мимо ресторана «Сергей», расположившегося на первом этаже знаменитой Школы-студии. Потом его ждет другая жизнь, в которой он вряд ли станет «ежедневно залезать в шкаф и сидеть в нем минут 20 в полной тишине», как советует автор пьесы, дабы обдумывать свою не слишком праведную жизнь. И будет, конечно, в этом не прав. Но ничего не поделаешь: век Обломова кончился (недаром спектакль начинается смертью героя), господа сами снимают сапоги, как сокрушенно сетует Захар, а Агафью Матвеевну с ее неизменно хорошим настроением, пирогами и умением шить и вязать не сыщешь днем с огнем.

Нина Агишева


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru